Как театр начинается с вешалки, так струнные инструменты начинаются… со струн. Читателям «Сенсаций.Нет» в некотором роде повезло, поскольку про различные струнные инструменты мы уже писали (банджо, лэп-стил-гитары, разновидности гитар), но вот и пришла очередь рассказать про «начало всех начал» — струны.
И знаете, история эта не столь скучна, как кажется на первый взгляд. Но начнём.
Первый научный трактат про струны и колебания датируется 1796 годом и принадлежит перу Хладни Эфрутийского, где с научной точки зрения тех лет довольно подробно рассматривается данный вопрос применительно именно к струнам.
Надо ли говорить, что струны, как составная часть щипковых музыкальных инструментов, появилась существенно раньше? Упоминания про них, а так же изыскания на почве археологии позволяют сказать, что исследования и поиск идеальных материалов для щипания и дёрганья вёлся как минимум лет восемьсот до означенного научного труда. И это, как говорится, выводы только из зафиксированных исторических фактов.
Что же натягивали в далёкой древности любители прекрасного и возвышенного? В ход шло буквально всё — длинные и/или сплетённые волосы животных и/или людей, растительный волокна «а ля бамбук» или «а ля лён», шёлк, а так же хит многих сезонов — жилы животных. Однако, всё это в итоге не прижилось, ибо одни варианты не обладали нужной прочностью, другие — нужным тембром, а во всех остальных было невозможно предугадать и добиться нужной длины.
Почётным «победителем» вышли и долгое время удерживали лидерство кишки мелкого рогатого скота (овцы), ведь их длина у взрослой особи составляет от 18 до 35 метров, что позволяет «обеспечить» комплектом струн небольшой ансамбль инструментов. Такая вот, отчасти, живодёрская циничная статистика. Интересно, что скорее всего музыкальных дел мастера «подсмотрели» некоторые секреты у лекарского сословия, поскольку тонкие и прочные нити из кишок для ушивания ран после медицинских операций и боевых повреждений широко использовались издавна, поскольку не отвергались организмом больного и меньше гноились.
Первичная технология была неимоверна проста: свежепотрошённые кишки клали в воду с золой на несколько дней, чтобы разбухли. Это позволяло легко отделять остатки кусочков мяса, оставшихся от разделки, а так же внутренне содержимое. После чего кишки растягивались и развешивались до высыхания. Для улучшения механических свойств струны могли обрабатывать оливковым маслом или диоксидом серы. Ну, а дальше, в зависимости от требуемой толщины полученные тонкие «нити» можно было сразу натягивать, на какую-нибудь скрипку, либо сплести косичкой несколько струн, получив тем самым более толстую струну, скажем, для арфы или лютни.
Кстати, о лютнях и мандолинах. Практически все струны у этого инструмента сдвоенные и настроенные в унисон. Для чего же это делалось? А примерно для того же, для чего в оркестрах садят рядом несколько одинаковых инструментов, которые зачастую ещё и играют несколько одинаковых партий. Другими словами — для громкости! Две одинаково настроенные и одинаково звучащие струны звучат громче чем одна. И вот тогда-то и началась, вероятно, погоня за громкостью! Ведь помимо того, что чисто по-человечески хочется, чтобы тебя услышало как можно больше народу даже если ты звучишь один, так при совместной игре в ансамбле возникает дополнительное желание в этом само ансамбле с лёгкостью выделяться!
Поэтому усовершенствование технологии производства струн из кишок шло хоть и планомерно, но постоянно. Наибольших результатов уже в 15-17 веках достигли мастера торговых городов, находящихся теперь на территориях Германии и Италии. Этот успех объясняется довольно прозаично — так исторически сложилось, что мастерские, производящих самые лучшие музыкальные инструменты того времени были именно там. А струны что? Правильно! Сопутствующий товар.
Меж тем, «кишковая» технология продвинулась настолько, что после 1675 года помимо сплетения нескольких струн в одну для утолщения струны и разнообразия тембра, стали применять так называемую навивку. Делалось это примерно так: на готовую высушенную и эластичную кишечную струну, накручивали виток за витком металлическую канитель (серебрянная нить для вышивания — самый просто пример), увеличивая толщину струны, но не понижая её вибрационные свойства. И после таких производственных решений и без того не дешёвые струны стали ещё дороже, поскольку квалификация производителей стала настолько высока, что позволило им стать отдельной гильдией со своими секретами и законами. К тому при всё повышающемся спросе росли затраты на количество работников, которых так же надо было обучать и платить им за их труд.
Требовался очередной технологический скачок, чтобы стабилизировать производство, удешевить его и обеспечить тот самый растущий спрос со стороны музыкантов. Этим прорывом стал симбиоз нескольких факторов, а именно — оружейное и ювелирное производство проволоки разной толщины и начало истории инструмента под совресенным названием «фортепиано».
Давайте разберёмся, прежде всего, что такое проволока. Само название говорит за себя — это нечто, которое проволакивают. Что имеется ввиду? Берётся пруток не очень большой длины из довольно мягкого металла, который изначально либо отлит в форме, либо выкован и раскатан до нужных размеров и толщины. После чего этот пруток-заготовка начинает протаскиваться через коническое технологическое отверстие специального приспособления. Изначально пруток протаскивается до нескольких десятков раз через отверстие калибром наиболее близким к диаметру самого прутка. Затем полученный пруток протаскивают поочерёдно в другие отверстия (их называют фильерами), с каждым шагом понижая калибр, тем самым делая проволоку всё тоньше и тоньше. Современное устройство для подобных операций так лаконично и называется — волочилка и применяется не только в струностроении, но и, скажем, в производстве металлических нитей для тросов или в электропромышленности для производства токопроводящих жил в проводах и кабелях. Но если вернуться в историю со струнами, то из проволоки в те времена плели цепочки для ювелирных украшений и буквально в промышленных масштабах — колечки для кольчуг. Войны, как мы помним, постоянный спутник человечества.
Так вот описанный выше метод навивки стал применяться первично в фортепиано, как только то обзавелось, пусть и не совершенным, молоточковым механизмом извлечения звука. Требовались очень толстые, чтобы выдавать нижний (басовый) спектр тембра, струны. Просто так толстую проволоку звучать нужным тоном не заставишь — её непременно надо «натягивать». Но произвести и, впоследствии, выдержать такое мощное натяжении способна далеко не каждая конструкция (в фортепиано — это в буквальном смысле — чугунная рама). Поэтому на тот момент метод навивки на металлическую (чаще стальную) струну проволоки из другого металла (чаще более мягкого, чем сердечник, например — медь) позволил развиваться всей музыкальной индустрии целиком.
Ещё одним мощным толчком в этой истории послужило изобретение в начале 20-го века материала под названием нейлон. Сферы его применения крайне широки — от тонких нитей в производстве женских чулок и колготок, до стратегического оборонного производства парашютов (их первично шили из дорогого китайского шёлка). Но в нашем повествовании нейлон практически полностью вытеснил использование животного сырья в производстве струн. Нейлон обладает лучшими тембральными свойствами, гораздо легче держит растяжение и не боится влаги ввиду полимерного своего происхождения. Виду лёгкой формовки, струны из нейлона можно с высокой долей точности производить конкретного нужного калибра и так же навивать проволоку из любого оправданного технологией металла — медь, серебро и т.д.
А что же металлические струны? В целом основные этапы технологии производства не изменились. Всё так же в конструкции есть центральная стальная жила (керн) и в зависимости от требуемой толщины на этот керн либо наматывают (навивают) другую проволоку, либо нет. Сам керн может быть как круглого сечения, так шести-восьмигранного. Считается, что этот приём помогает струне дольше удерживать свои свойства при растяжении.
Наматываемая проволока глобально делится на два вида — плоской обмотки и круглой обмотки. Разный вид этой обмотки даёт разный тембральный окрас. Плоская обмотка больше характерна для скрипок или гитар, предназначенных для «тёплого» джазового звучания. Круглая навивка предназначена для более звонкого звука подходящего для кантри, рока и множества других жанров.
Но идут годы и не смотря на то, что в данном виде производства придумать что-то новое становится всё сложнее и сложнее, однако открытия случаются и поныне. Например, главным врагом (помимо деформации-растяжения и обычного механического износа) для струны является набившаяся грязь между витками навивки и агрессивная щелочная среда от пота пальцев исполнителя. Сейчас ,пусть далеко и не все производители, но всё чаще и чаще используется специальное износоустойчивое полимерное покрытие готовых струн, на долгое время блокирующее поступление инородных веществ непосредственно на поверхность струн, что позволяет им не терять красоты и полноты звучания гораздо более долгое время, чем раньше. Так же помимо традиционных стали, меди и серебра в изготовлении струн стали использовать такие материалы, как фосфорная бронза и никель.
И вот сопоставив все исторические и технологически-производственные факты в очередной раз можно подивиться из скольких мелочей состоит любое глобальное явление, пусть дело и касается «какого-то там треньканья на гитаре».