От редактора: Мне добавить к нижесказанному сегодня нечего. Просто напомню, что ранее Василий уже рассказывал о советской гитаре, банджо и органе Хэммонда, настоятельно рекомендую эти статьи перечитать.
Василий Виноградов: Если бы меня попросили доходчиво и одной фразой дать суть, рекомендацию и рекламный слоган для музыкального инструмента под названием «губная гармошка», то я бы не колеблясь, выбрал фразу из заглавия этой статьи.
Оно и понятно – габаритные размеры даже самой навороченной губной гармоники позволяют уместить её без проблем в рюкзаке, дамской сумочке или даже кармане. Что? Вы не в курсе, что губные гармошки бывают разными? Ну, тогда эта статья точно для Вас.
Существует такая специфическая шутка: «Русский придумал себе гармонь, а немец придумал играть на ней губами». Сейчас, конечно же, нельзя со стопроцентной точностью сказать, как было дело на самом деле. Но будем отталкиваться от общеизвестных фактов.
Итак, первые подобия духового музыкального инструмента, звук в котором достигался за счёт вибрации тонкого медного язычка внутри бамбуковой трубки уводят нас в Китай аж за два века до Р.Х. Кто знает, попадал ли этот инструмент в поле зрения музыкальных дел мастеров до 1821-го года, но именно этот год принято считать точкой отсчёта, поскольку именно тогда немец Христиан Бушман придумал себе… камертон, чтобы удобнее было настраивать пианино. Любопытно то, что было ему всего 16 лет, но амбиции, умения и изобретательская жилка позволили ему запатентовать некое устройство под названием «Aura».
Далее последовала череда событий, итогом которых можно безоговорочно признать это изобретение исторически состоявшимся. Уже в середине 19-го века «Aura» успешно мутировала в «Mundgarmonika» от чешского мастера Джозефа Рихтера, что послужило отправной точкой именно для губной гармошки как самостоятельного музыкального инструмента. Популярность среди всех слов населения метнулась ввысь настолько стремительно, что несколько десятков музыкальных мануфактур так и не смогли насытить рынок.
Наиболее успешным на протяжении всего времени до наших дней был и остаётся концерн Hohner, который уже к 1900 году умудрился выпустить около 5 миллионов (!) губных гармошек, оставаясь при этом, по сути, семейной мастерской, где работали все члены семьи и пару наёмных рабочих. Нет, конечно есть и другие успешные бренды, как, например, Lee Oscar или даже японский Suzuki, а также более бутиковые, но факт есть факт — Hohner переплюнул всех как в привлекательной цене, так и в распространённости по миру.
И пусть принцип, да и в целом, реализация работы практически у всех губных гармоник одинакова — воздух , выдыхаемый человеком, проходит сквозь корпус инструмента, выходя из тонкой щели, прикрытой тонким металлическим язычком. Под действием этого движения воздуха, металлический язычок начинает колебаться, вибрировать и звенеть на определённой частоте. И вот производитель конструирует губную гармошку, подбирая толщину и длину язычков, ширину щелей, формируя тем самым нужный звукоряд. Звукоряд — это набор звуков (нот), характерных для той или иной музыки. По большому счёту, все губные гармошки делятся на два типа — диатонические и хроматические. Диатонические легко подходят для блюза, кантри и, скажем, татарской музыки (ладно-ладно, для народной музыки в целом). Хроматические — более универсальные и сложные для игры. Их чаще используют для джаза и классической музыки. Музыканта, который играет на губной гармошке, официально называют Харпер (ударение на первом слоге).
Но, пусть в глубине души мы всегда готовы отдать дань уважения и признательности за столь долгий и насыщенный исторический путь, а также полёт конструкторской мысли, но мы же в этой колонке всё это читаем из-за музыки, ведь правда?
При всей своей популярности и доступности в нашей стране губная гармошка ассоциируется либо «с чем-то ковбойским», либо немецко-фашистскими захватчиками, наяривавшими «Ах, майн либер Августин».
Но надо ли говорить, что это совсем не так? Вернее, так, но не совсем. В первую очередь, этот инструмент занял прочное место в блюзе и кантри, которые в очень большом количестве случаев просто немыслимы без тягучих гармошечных трелей. Вот, например, перед вами очень известный на нашей планете человек, но, к сожалению, гораздо менее известный харпер — «крепкий орешек» Брюс Уиллис.
Эмигрировав не с одним поколением европейских переселенцев в Америку (в чём-то повторяя историю банджо), губная гармошка была родным образом принята и среди чернокожего населения, немедленно обогатив звучание корневого блюза.
Традиционный джаз также легко принял губную гармошку в свои ряды наряду со всеми этими трубами, саксофонами, контрабасами и роялями. К сожалению, харпер-соло можно услышать в разы реже, чем соло на гитаре, но тем счастливее те счастливчики, простите за тавтологию, коим повезёт это наблюдать живьём на концерте.
Более «тяжёлые» стили музыки используют губную гармошку не так часто, как хотелось бы многим любителям этого инструмента и этого стиля, но всё равно такое случается.
Как видите, пословица из третьего абзаца этой статьи, безусловно — безобидная «шутка юмора», но имеет ли это значение при всех богатых возможностях губной гармошки в современной музыкальной культуре?
P.S. Раз уж «за юмор» началась и закончилась эта статья, не могу не приложить этот видеоролик. Конечно же, губная гармошка тут далеко не главный инструмент, но и тут всё абсолютно «в кассу».