Одна из самых загадочных программ на Московском международном кинофестивале обычно – «Русские программы». А один из самых сложных жанров в драматургии – это экранизация (потому что «книга всегда лучше»). А еще сложнее – это экранизация собственного произведения. Речь о фильме «Голова-жестянка» режиссера Ивана Капитонова по повести современной молодой писательницы Серафимы Орловой. Редактор «Сенсаций.Нет» посмотрела фильм, прочитала книгу и попробовала ответить на вопрос: что же лучше – книга или кино?
Пока что, пожалуй, единственным российским писателем, которому удалось написать действительно захватывающий сценарий для кинозрителей, был Алексей Иванов («Общага на крови»). Теперь появилась Серафима Орлову – писательница написала сценарий «Голова-жестянка» к собственной одноименной повести, которая вошла в шорт-лист премии «Книгуру» и стала лауреатом премии имени В.П. Крапивина.
Что делать, если тебе 16 и тебя бросает парень? А если он бросает потому, что сильно виноват перед тобой? А если ты тоже считаешь его виноватым, но не можешь развидеть? А как быть, если вы сидите за одной партой? Не вопросы, а Жесть.
А еще бывает первая любовь, а бывает первое расставание. И пережить его в одиночестве – тоже Жесть.
Жесть – это Женя. Еще вчера она бегала под руку со своим парнем-одноклассником по фамилии Приходько и исследовала заброшки, а сегодня хромает с тростью и пытается привести в порядок мысли после сильного сотрясения мозга. И Приходько уже НеПриходько, а посторонний человек. А то место, где недавно было счастье, грозит стать местом, где героиня побывает в последний раз в жизни.
Мысли Жени-Жести отлично иллюстрируют режиссерские решения – мы вместе с ней проваливаемся в космос нового знакомого из кружка робототехники, который говорит ей судьбоносное: «Хромай за мной!» и окунаемся в многочисленные флешбэки. Вообще флешбэк здесь идет как сценарный прием, который обычно порицают мэтры драматургии. Но в этом фильме он как нельзя уместен – только так мы вместе с Женей потихоньку узнаем ее прошлое и понимаем, что ее трагедия не настолько однозначная, как кажется. Как и все в нашей жизни. И как в другой подростковой истории, которая пока живет только на бумаге – «Революция» Дженифер Донелли.
Визуальный язык и ремарки делают киноповествование более насыщенным – режиссер Иван Капитонов умело использует современные урбанистические символы по принципу «Город говорит». И город не просто говорит, периодически он орет на Женю и на нас, зрителей:
«Когда мы приехали смотреть объект на кладбище – там была одна могила с баннером «Пепси» — «Бери от жизни все». Мы такие: «Ха-ха, как прикольно! Это парадокс!» Мы запомнили, сделали такой же баннер и ввели это в фильм», — рассказывает режиссер.
На пресс-конференции после показа «Головы-жестянки» членов съемочной группы спросили, как они добились полного погружения в подростковую среду через гаджеты. Оказалось, что никто специально никуда не погружался – взрослые тоже давно «живут» в мире мемов и «Тик-Тока».
«Я, наверное, такой же смартфонный человек, как и все: мы все сейчас в смартфонах. У меня количество мессенджеров и социальных сетей зашкаливает. Я быстрее такие штуки узнаю, чем мои дети, если честно», — смеется Иван Капитонов.
Еще режиссер Капитонов умело использовал сочетание юности Варвары и неумолимости сюжета повести:
«Мне показалось, что это – история-характер. Когда в центре сюжета – конкретный человек. И поэтому я решил поместить все в Варю и сделать ее не просто героиней, а сделать портрет Вари в предлагаемых обстоятельствах. И все вокруг нее построить».
Повышенная эмоциональность истории – это совместный вклад автора сценария, режиссера и актрисы Варвары Володиной. Правда, последней 19 лет, поэтому она еще помнит подростковый возраст и признается, что сейчас «стало уже полегче»:
«Было трудно лет в 15-16. Но мне помогли мои родители. Они меня спасали от трудных моментов […] Мои родители – учителя истории. И их можно назвать моими учителями. Они знают обо мне все: у меня какая-то проблема – я сразу к ним. Хоп – меня направили, я пошла», — делится актриса.
Говорят, современное поколение – это довольно чувствительные люди. Для них придумали специальный термин – «снежинки». Но даже если Женя и снежинка, то далеко не с капучинкой, а с ароматным чесночным хлебом. Она сочетает в себе ранимость и чувствительность с Жестью, которую порой творит. Она верит в свою неуязвимость и неубиваемость: «Бог любит нас!», поэтому порой не контролирует себя, как и полагается подростку, который постоянно проверяет мир на прочность.
На этом фоне через весь фильм идет вопрос родителей: когда пора к психиатру? Но вместо психиатра все решается через прощение – себя и других. Так что, может, современное поколение и есть ванильные снежинки в пледах, но зато они умеют прощать. В отличие от взрослых в лице родителей Приходько. Которые по классике психоанализа умудряются обвинять окружающих в том, в чем они давно виноваты сами. И вот это – реальная Жесть.
А если вернуться к вопросу из заголовка: что же лучше – книга или экранизация, то есть мнение, что и то, и другое можно и нужно рассматривать как отдельные и самостоятельные произведения. Но в этом конкретном случае и на мой скромный вкус сочетание талантливый автор Серафима Орлова + режиссер с нетипичными решениями Иван Капитонов привело к выводу, что кино все же лучше.