27 февраля 1997 года, в студии, во время записи альбома, от сердечного приступа скончался лидер группы «Черный Обелиск» Анатолий Крупнов. В память о музыканте мы составили своеобразный субъективный рейтинг из 10 лучших песен в исполнении Толи.
Музыкант, которого не принято массово поминать на центральных телеканалах и на страницах федеральных газет ушел из жизни внезапно, не дожив месяца до 32-го дня рождения. Что именно послужило причиной остановки сердца, сейчас уже не важно, куда интереснее наследие, которое Анатолий Крупнов оставил после себя.
Да, в отличие от Виктора Цоя, Егора Летова и Александра Башлачева, имена которых не так давно доносились, что называется, из «каждого утюга», песни Крупнова не пользовались особой популярностью у дворовой шпаны, которая любила посидеть в подъезде или во дворе (в зависимости от времени года) под гитару. Музыкальное наследие основателя и лидера «Черного Обелиска» иногда слишком сложное для восприятия, иногда чересчур заумное для воспроизведения, однако песни живы до сих пор, в том числе, наверное, и благодаря музыкантам «Черного Обелиска», которые и сегодня играют под тем же названием, но с другим басистом и вокалистом. Однако, как нам кажется, «Черный Обелиск» образца 2018 года и «Черный Обелиск» 1988 или 1997 годов – совсем разные группы.
Помимо «ЧО», Анатолий Крупнов в качестве бас-гитариста оставил свой след в таких группах, как «Шах», «ДДТ», «Неприкасаемые», «Воскресение», а также, незадолго до своей смерти выпустил своеобразный «сольник» под названием «Крупский и Сотоварищи». Далеко не во всех песнях в исполнении Крупнова текст был авторский, он перекладывал на музыку стихи Симакова, Бодлера, Гиппиус и Верхарна.
Итак, музыкальный ТОП-10 от «Сенсаций.Нет»,
посвященный памяти Анатолия Крупнова:
- Еще один день
Хит начала 90-х годов, который сделал «Черный Обелиск» узнаваемой группой в пост-советской России. Узнаваемый ритм из «We will rock you» и простенький текст о том, что главная задача человека сегодня – дожить до конца дня. Сейчас кажется смешным, а тогда, в 90-е годы эта веселенькая песенка с подтекстом была более, чем актуальна. «День прошел, а ты все жив!?»
- Дорожная
Один из хитов 97-98 годов. Простенькая, можно даже сказать «попсовенькая» песня, которая влюбляет в себя с первых же нот своей легкостью. Забавный текст о небольшом дорожном приключении с кульминацией «Как тебя зовут, родная? Очень своевременный вопрос…» Клип долго не уходил из эфира MTV, композиция играла на всех радиостанциях и сделал Крупнова известным в широких кругах. Жаль, только, что уже после его смерти.
- Стена
«Чувство знакомое, холод бежит по спине. Чувство преграды, я вновь приближаюсь к стене…» Многие уверены, что идею песни Крупнов «позаимствовал» у Pink Floyd, однако нам кажется, что только названием. Попробуйте послушать одноименные альбомы у английских психоделов и русского металлиста и найдите более, чем 100 отличий. Заглавная же песня с альбома – его визитная карточка.
- Женщина в черном
Раннее творчество «Черного Обелиска», которое, наверное, примечательно своей простотой текстов (правда «Женщина» шла в альбоме вперемешку с положенными на музыку стихами Шарля Бодлера) и обычной для всех металлистов 80-х годов тематикой: смерть, проклятие, страх, увядание… Тем не менее, как нам кажется, в нее невозможно не влюбиться с первых нот.
- Белый танец
Совсем не похожее на все остальное творчество Анатолия Крупнова. Песня появилось уже после смерти музыканта на одном из двух Post-альбомов, где Толя исполняет ее с Сергеем Савиным из группы «Ван Моо». В общем, если кто не знаком, советуем послушать. Как сейчас модно говорить — «это рэпчик». Цепляет он именно полной несуразностью происходящего и тем, что выбивается из общей массы произведений Крупнова.
- Аве, Цезарь
Это даже не совсем песня. Это стихи Симакова, наложенные на музыкальный ряд. Отчетливо слышна бас-гитара и нарастающий звук в соответствии с накалом страстей в диалоге между Цезарем и его неназванным собеседником. Можно сказать, что она исполнена в стиле так называемой «мелодекламации». Безусловно, одна из самых известных и эмоциональных композиций Крупнова, которую он исполнял и в составе «Сотоварищей» и в «Обелиске». Обе версии по-своему прекрасны.
- Я остаюсь
Слова «Я остаюсь, чтобы жить…», как это обычно бывает после смерти музыканта, журналисты растащили на заголовки. Для примера, когда умер Горшенев из «Короля и Шута», модно было называть материалы про него «Вот я был и вот меня не стало…» хотя песня поется Князевым, да и вообще она про влюбленного дурачка и полушутливая. Точно так же про Летова писали: «…Пластмассовый мир победил…» — загадочно и говорит о предчувствии музыканта… На самом деле «Я остаюсь» в исполнении Крупнова, не о трагедии жизни и смерти (к слову, об это очень много сказано в песне «Иди за мной» на стихи Зинаиды Гиппиус), а о выборе между жизнью на Родине или чужбине.Версия этой песни в исполнении «Крупского Сотоварищи» вошла в саундтрек культового фильма «Брат-2». Но нам больше нравится «тяжелый вариант».
- Пельменная
Застольная песня всех времен и народов. Сопереживания буфетчице Лене и троим пьяным прохожим приветствуется. Исполняется акапельно. Лучше слушать в версии альбома «Стена» в записи с концерта, она там поживее будет. К слову, в 2000 году, на пост-концерте Крупнова, эту песню просто потрясающе исполнили молдаване Zdob si Zdub.
- Меч
Философия бельгийского поэта Эмиля Верхарна в исполнении русского философа Анатолия Крупнова. Глубокий смысл, четкий ритм, несколько неожиданностей по мере звучания песни и очень тягучее послевкусие. Это одна из тех композиций, которые нужно слушать, внимательно ухватывая каждый звук, каждую ноту, каждое слово. Очень мрачно и в то же время красиво.
- Болезнь
Слухи и домыслы о смерти Анатолия Германовича Крупнова не были просто слухами и домыслами: игра, наркотики и алкоголь свели в могилу одного из самых выдающихся музыкантов 90-х годов. «Болезнь» – песня именно об этом: о человеческой слабости, о человеческих пороках, возникающих из этой слабости. Она очень страшная и в то же время чувствуется, что Крупнов действительно вложил в нее всю свою боль. Слушать с закрытыми глазами, внимая…