Публикуем вторую часть материала о том, как случайно встретились два бывших свидетеля Иеговы и вспомнили свое сектантское прошлое.
Первую часть материала можно прочитать здесь, по ссылке.
Иван задумался о том, на какую секту он тратит свою жизнь намного позднее меня, на последний год пребывания с иеговистами, после женитьбы:
«До свадьбы я жил настолько скромно, что у меня не было интернета и компьютера. Не то чтобы это запрещено у СИ, просто я работал уборщиком подъездов и моей зарплаты хватало только на самое необходимое. А на свадьбу нам подарили ноутбук родственники жены. Я стал втайне от жены и друзей в интернете знакомиться с запрещенной информацией – тем, что пишут бывшие СИ и сторонние наблюдатели , религиоведы, например. Особенно помогла книга одного из бывших членов СИ – руководящего состава главных сектантов-руководителей. Он ушел оттуда, хотя всю жизнь посвятил служению этой организации, и написал две книги. Они мне позволили взглянуть с другой стороны на секту. Пазлы в голове стали складываться, и я понял, что мне с ними не по пути. Я живу не своей жизнью, а только ради их интересов. А могу для себя пожить», — вспоминает он.
Уйти от свидетелей на самом деле не так уж и сложно – они не преследуют и не угрожают. Это гораздо сложнее психологически. Мне, в отличие от Ивана, было проще – я переехала в Москву, потому что всегда хотела там учиться. Правда, поначалу я нашла столичных иеговистов и попыталась поездить к ним на собрания. Но спустя пару поездок на другой конец города я окончательно поняла, что моя собственная жизнь и журналистика гораздо интереснее.
Ради СИ я пропустила свой выпускной из 11 класса, чтобы поехать с ними на конгресс в другой город. Конгресс – это большое собрание, на несколько тысяч человек. И, конечно же, все улыбаются и любят тебя. Я решила, что пьяных одноклассников, которые ничего не знали про мое сектантство, но, тем не менее, гнобили меня, я уже видела. А большое количество свидетелей – еще нет. Но там произошел второй переломный момент. С. дала мне бейджик с надписью «Участник конгресса Свидетелей Иеговы» и сказала, что мы должны носить его со всей скромностью, любовью к богу и смирением. Один из пунктов этого самого смирения оказался вообще не смотреть на парней. Даже смотреть нельзя. Это в 17 лет!
Иван избрал более сложный путь, чем у меня, чтобы уйти и жить своей жизнью. Но ему и уходить было гораздо тяжелее, учитывая наличие жены и активной позиции в секте:
«Я выбрал нестандартный ход – инсценировал собственное самоубийство. Оставил предсмертную записку и с лодкой – у меня была надувная резиновая лодка – ушел из дома. Как будто я утопился. Ни лодки, ни меня нет. А сам уехал из городка К. в Ростов-на-Дону, нашел там работу, жилье – вот так и сбежал».
Сейчас Ивану 37 лет, он активно занимается туризмом – водит экскурсии по Курильским островам, Сахалину, Калининградской области, Дагестану, Воркуте, Норильску и другим направлениям. Мне 34 года, я тоже много путешествовала по разным странам, закончила хороший творческий вуз, занимаюсь журналистикой и пишу пьесы и сценарии.
Всего этого у нас бы не было, если бы мы остались в секте.
Собачек никто не запрещал или Что же побудило меня 16 лет спустя написать этот материал?
Несколько месяцев назад та самая подруга С. нашла меня в социальной сети и спросила, как дела. Поясню, что на самом деле свидетелям нельзя регистрировать там аккаунты и выставлять свои фото напоказ. Но если вместо фотографии симпатичной девушки выложить фото милой собачки с тематической цитатой из Библии, то можно и даже нужно. Ведь собачек и Библию никто не запрещал.
Журналистское любопытство взяло вверх – стало интересно, будут ли мне проповедовать и настаивать на возвращении. Оказалось, нет – С. поинтересовалась, как мои дела, похвалила за успехи в учебе и работе и в ответ рассказала, что замужем, выращивает розы и собаку в маленьком городе У. в частном доме. Только детей не хватает для полного счастья, но Иегова пока не дает.
Все это отлично вписывается в их «политику партии»: своим видом демонстрировать вежливость, смирение и приверженность своему богу. А я, как сторонний наблюдатель, увижу это и якобы приду к выводу, что не такие уж они и экстремисты. Хороший ход. Только не сработал.
Впрочем, С. не из тех, кто уходит из свидетелей – она там с раннего детства. Хотя считается, что детей иеговисты не крестят и не посвящают в таинство – только после 18 лет. Также считается, что они должны принять взрослое, взвешенное и правильное решение сами.
Иван отмечает, что для тех иеговистов, у которых там семья, немыслимо уйти из секты:
«Деструктивные черты СИ в том, что они лишают человека свободы личности – когда ты незаметно для себя перестаешь принадлежать себе, своим близким семье и слепо делаешь то, что велит организация, считая это волей Бога. Это происходит как-то незаметно, ты считаешь, что это твои собственные выводы и решения, что это не навязано извне. […] Это касается, казалось бы, незначительных мелочей: как одеваться, с кем общаться, какую музыку слушать, какого спутника жизни выбрать, каким сексом заниматься.
А если кто-то не согласен с таким взглядом на вещи, то его могут просто исключить из собрания объявить, что он больше не является СИ. С ним никто не будет здороваться, общаться. А если у него остались там близкие, родственники, родители, жена, то общение будет сведено к минимуму. И вот это вот самое стремное – людей, даже разочаровавшихся в секте, держит там нежелание быть отлученным от родных людей».
С. вряд ли когда-то разочаруется в родной секте – они с маленькой сестренкой впитали мысль, что мама стала счастливой только после того, как обрела эту веру. По ее мнению, даже папа к ним вернулся по воле иеговы. Правда, отец так и не стал членом сомнительной религиозной организации, но и не был против того, чтобы жена и дети там состояли.
Еще одна моя подруга, с которой мы тайком посещали собрания и встречи – И. – ушла в ведическую культуру. В последний раз, когда мы виделись (а это было 7 или 8 лет назад), она бросила довольно неплохую работу и должность в рекламном агентстве, чтобы носить юбки в пол, вдохновлять будущего мужа яичницей, «заряженной» на любовь и на зарабатывание денег, и носить юбки в пол. Социальные сети рассказывают, что И. вернулась в родной город, счастливо забеременела и стала гуру. Последнее обозначает, что она проводит девичники в бане и делится ведическим опытом счастливой семейной жизни.
Иррациональный страх или Как на людей влияет сектантство?
Иван не замечает какого-то особенного влияния, кроме ощущения от того, что потерял 11 лет жизни. Также он считает, что у этого опыта есть плюс – он не попал в плохую компанию и не спился. При этом в секте довольно много бывших наркоманов, в том числе и на должностях старейшин – я лично знала одного такого и читала про множество подобных историй в журнале, который выпускают сами СИ для своих последователей. Разумеется, на пожертвования верноподданных.
«Поменять одну зависимость на другую — это как героиновую зависимость лечить уходом в алкоголизм. Тоталитарная секта не несет вреда, например, печени, но несет очевидный вред психическому и финансовому здоровью человека. Вызывает у него зависимость от общины. Трансформирует его мышление. Трансформирует, при этом, далеко не в лучшую сторону.
К тому же, есть большие сомнения, что уход от наркотической или алкогольной зависимости методом ухода в секту дает стопроцентную гарантию. Потому что, ну, а кто там реабилитацией занимается? Профессиональные психологи? Есть подозрение, что – нет».
Александр Чаусов, кандидат исторических наук, член Российской ассоциации центров изучения религий и сект
А вот на меня сектанство повлияло своеобразно – еще долго боялась признаваться в этом опыте даже близким друзьям, с которыми делила комнату в общежитии. Боялась не осуждения. Боялась что тот самый Иегова покарает меня за плохие слова о нем и его последователях. Понимаю, что это иррациональный страх, который звучит довольно глупо, но как есть.
«Чаще всего лидеры секты – это харизматичные люди с отлично прокаченными ораторскими навыками, поэтому даже когда в их словах где-то есть нестыковки, они выглядят убедительно, потому что явно человек в них верят, он это транслирует. Нам кажется, что это правда. При этом секта постепенно подтачивает критическое мышление, и у человека нет возможности задуматься. Есть еще другой аспект, что иегова выступает некой родительской фигурой, наделенной правом даровать или карать. Соответственно, когда мы выходим из секты, нас какое-то время преследует чувство, что мы идем против кого-то большого, кто имеет возможность и право нас покарать, если мы будем его критиковать. Поэтому этот страх – логичный исход пребывания в секте».
Анна Чумакова, клинический психолог, КБТ и травматерапевт
При всем вышенаписанном Иван утверждает, что не хочет демонизировать СИ – они же никого не убивают и не причиняют открытого вреда людям. А я считаю, что мягкое, но постоянное давление и постепенное избавление от личности и есть самое страшное в этих добрых, на первый взгляд, людях. Анна Чумакова подтверждает мое мнение:
«Это так. Есть такая вещь, как свобода воли. Каждый человек стремится к тому, чтобы быть свободным и иметь возможность принимать свои решения и жить свою жизнь так, как ему нравится. Секты это право используют, в том числе при помощи таких приемов как газлайтинг и моральный абьюз. Абьюз – это не всегда про физическое насилие. Моральное насилие тяжелее заметить, но это не умаляет его негативное влияние. Газлайтинг в сочетании с абьюзом выглядит так: человек начинает сомневаться в собственных чувствах, восприятии мира. Ему сначала кажется, что происходит что-то неправильное, но его убеждают в том, что его чувства не верны. Тогда он теряет возможность опираться на себя, на свои чувства, на свои желания и теряет возможность жить свою жизнь».
Анна добавляет, что абьюз и газлайтинг** действительно не являются физическим убийством человека, но это вполне «можно расценивать как убийство личности».
*Свидетели Иеговы – экстремисткая организация, запрещенная в России. Это международная секта, ее старейшины утверждают, что в разных формах она существует еще с ранне-христианских времен. Официально иеговисты появились в 1870-х годах, их основал американский проповедник Чарлз Тейз Рассел. До 1931 года они называли себя «Исследователями Библии». Их штаб находится США в городе Уорик (штат Нью-Йорк). Секта насчитывает около 8,6 миллионов членов-проповедников по всему миру. Это население примерно двух городов а-ля Санкт-Петербург. Один из их основных праздников – Вечеря Господня – привлекает около 20 миллионов посетителей.
**Чтобы лучше понять, что такое «газлайтинг», можно посмотреть фильм «Газовый свет» 1944 года.