Сайт ТНТ-Premier только в декабре 2019 года дважды попал в раздел «политика» в новостной повестке дня. Сначала из-за украинского сериала «Слуга народа», потом из-за отечественной «Эпидемии». Что это? Признаки цензуры или маркетинговый ход?
Для тех, кто не очень «в теме» объясню — 11 декабря телеканал ТНТ (который в телевизоре) начал показ украинского сериала «Слуга народа», главную роль в котором играет нынешний президент соседнего государства Владимир Зеленский… Ой, даже не так. Сначала Зеленский сыграл роль простого учителя истории, которого выбирают президентом страны, а потом украинский народ, посмотревший этот сериал выбрал комика и актера «Квартала 95» президентом в реальной жизни. Показав три серии шоу зрителям заявили, что продолжение можно будет посмотреть на сайте ТНТ-Premier в Интернете.
Но это не всё, там довольно смешную шутку про Путина вырезали, когда премьер-министр Украины объясняет вчерашнему учителю истории как нужно одеваться и какие часы носить, в том числе рассказывает, что у Путина Hublot. «Путин — хубло?» переспрашивает герой Зеленского. Естественно, на это все обратили внимание и шутка сразу же стала мемом в социальных сетях, получился так называемый «эффект Стрейзанд».
Второй скандал случился с сериалом «Эпидемия», который транслируется на той же платформе ТНТ-Premier. В прошлый четверг, 12 декабря 5-ую серию фильма показали, а спустя сутки удалили и сообщили, что последние 4 эпизода зрители увидят уже после праздников — в феврале. Попробую без спойлеров рассказать что там в этой серии такого было… В общем, в охваченной неизвестной смертельно опасной болезнью стране на протяжении всех предыдущих 4-х серий нам показывали некие «карательные отряды», а в 5-ой появилось некое подобие «народного ополчения», которое с отрядами начало бороться.
Честно, я не знаю как в других городах, но Санкт-Петербург наружной рекламой этого многосерийного художественного фильма покрыт полностью — лицо исполнителя одной из главных ролей Кирилла Кяро с октября месяца смотрит на меня каждый день с плакатов на остановках и в метро, а так же с билбордов на оживленных проспектах и шоссе. Да и в Интернете, если честно, этой рекламы предостаточно. И, давайте совсем откровенно? Сериал этого достоин по множеству причин, которые мы озвучим в субботу в нашем культурологическом подкасте (ага, это считайте анонс был новой сетки вещания подкастов «Сенсаций.Нет» и заодно намек на то, что у микрофона буду не я один) и когда будем подводить итоги года. Но речь сейчас не о самом кино, а о шумихе, которая поднялась вокруг него.
О том, что цензура зацензурила всё на свете не написал, кажется, только ленивый (интересно, каким образом я всё это прочитал? Ведь цензура не пропустила!): «Ведомости», «Новая газета», «Дождь», «Бизнес FM», американское «Радио Свобода», а «Росбалт» опубликовал целую колонку, которую без слёз читать нельзя (уж от чего слёзы сами решайте). Все эти издания быстренько связали удаление серии с продемонстрированными в ней «протестами» (напомню, в фантастическом, постапокалиптическом мире) и отталкиваясь от этого начали надстраивать собственные домыслы и домыслы, основанные в свою очередь уже на этих домыслах. Естественно, в одну кучу замешивая и «Слугу народа» и «Эпидемию», зачем-то приплетая спектакль по сказке Джанни Родари «Чиполлино» и так далее. Смысла читать все эти потоки сознания я не вижу, но ссылки оставлены, если кому нужно — поинтересуйтесь.
Но самое главное, на мой субъективный взгляд — это статьи, блоги, интервью и обычные новости на сайте «Эха Москвы» по поводу этой самой «Эпидемии» и этого самого «Слуги народа». Все ссылки давать не буду, но вот новость (с пометкой «эксклюзив»), вот мнение режиссера, вот колонка какого-то Телеграм-канала… На самом деле их там тьмы и тьмы. Просто «Эхо Москвы» входит в один холдинг и с телеканалом ТНТ и с платформой ТНТ-Premier и называется этот холдинг «Газпром Медиа». И тут логика, простите, уже не срастается — говорить о «цензуре» и строить теории заговора вокруг действий якобы твоих же хозяев это так себе занятие…
И естественно, абсолютно закономерное, на мой взгляд, действие владельцев ТНТ-Premier не заставило себя долго ждать. 20 декабря 5-ая серия «Эпидемии» вернется и появится сразу же 6-ая, а до конца года вообще весь сериал покажут. Об этом вон уже целый ТАСС пишет.
Почему закономерное действие? Потому, что как мне кажется это просто очевидный маркетинговый ход. Как на канале, на котором выходят, простите, стендапы про политику, шутки в Comedy Club про Путина, реформы и законы, где Павел Воля может глумиться над чиновниками, показывая профили в социальных сетях их помощниц и пресс-секретарей, а Руслан Белый разносить коррупционеров и даже не намекая, а откровенно говоря о воровстве на всех уровнях власти вырезать серии из-за, простите, фантастического фильма? Да даже в фильме Федора Бондарчука «Притяжение» намного напряженнее картинка была по поводу протестов, чем в «Эпидемии», вы уж простите. И ничего, продолжение вон выходит скоро на все экраны страны.
Неужели ни у кого когнитивного диссонанса не возникает, когда Максим Галкин ещё вчера рассказывающий про дураков-оппозиционеров в своем влоге, сегодня начинает попадать в топы новостей с монологом про Соловьева и засилие темы Украины в ток-шоу на «Первом»? Нет? А то, что «Уральские Пельмени», которые тысячу лет о политике не говорили теперь чуть ли не в каждую сцену вставляют какую-нибудь остро социальную и политическую шутку тоже никто не заметил? Что, к слову, не мешает ведущему актёру этого шоу Дмитрию Брекоткину давать интервью о засилии цензуры на телевидении …
Протест сейчас моден. Протест, «смелость», «борьба с властью» — это стильно, молодёжно, очень и очень «в тренде». Артисты резко переобуваются в воздухе, попсовые музыканты пытаются догнать славу рэперов, которые засветились на митингах и тем самым завоевали сердца молодых людей. Протест против чего угодно (кстати, мы тут собираемся вспомнить одну веселую тему, которая вывела с десяток тысяч человек на улицы в уходящем году), главное, чтобы во всем была виновата власть.
И вот ни так ни эдак к протесту сериал «Эпидемия» не пристёгивается, понимаете? А тема модная. И тут гениальный ход — показать серию, в котором есть какой-то намек на протест (напомню — в фантастическом фильме), а потом ее убрать. Затем раструбить на весь свет (в том числе посредством СМИ, входящего в тот же холдинг) о цензуре и запрете, а потом спустя неделю (ну для пущего эффекта — 8 дней) всё на место вернуть… Ну что, не возникло еще желания посмотреть сериал «Эпидемия»? На то и был расчет. Вот, к слову, косвенные подтверждения моих слов.
«… Перед премьерой в Москве устроили большую презентацию проекта. А дальше он «тихой сапой» пошел на сервисе — как положено по одной новой серии в неделю, серьезно уступая по цифрам просмотров новому сезону сериала «Полицейский с Рублевки», который выложили в Сеть на неделю ранее появления в кинотеатрах второго полнометражного фильма, снятого по мотивам этого же проекта «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел». Тут тактика менеджеров себя оправдала. Фильм и сериал «в одном флаконе» с Сергеем Буруновым в главной роли, да еще и перед Новым Годом, сразу нашли путь к сердцу зрителя, жаждущего праздника….
Российская газета о сериале «Эпидемия»
Естественно, доказательства все косвенные, потому это не обычная статья с разбором, а авторская колонка, но задайте сами себе несколько вопросов:
- Бизнесмен будет упускать многомиллионную прибыль снимая с показа сериалы (один из которых купленный на Украине — напомню) из-за мифической боязни перед гневом руководства страны?
- Владельцы канала, демонстрировавшего «Обычную женщину», «Домашний арест» и «Год культуры» постеснялись показанного «протеста» (на самом деле там даже не протест, нужно смотреть, чтобы понять о чем речь)?
- И это при учёте того, что как-то никого за демонстрацию каких-то там настроений в фантастическом художественном фильме раньше не наказывали?
- Серьёзно?