Выход нового сектоведческого учебного пособия Дворкина не обошелся без скандала. О том, как движение «кочетковцев» (очень похожее на типичную гуруистскую секту) осуществляет давление на структурные подразделения РПЦ, что это вообще за движение и в чем может быть его опасность, читайте в материале «Сенсаций.Нет».
Относительно недавно вышло новое двухтомное учебное пособие «Сектоведение. Тоталитарные секты» профессора Александра Дворкина. И выход этой книги был сопряжен с весьма своеобразными трудностями. Трудности были связаны с тем, что учебный комитет и издательский совет РПЦ в последний момент чуть было не отменили выход этой книги. А причина этой отмены заключалась в главе про так называемых «кочетковцев», движении заштатного московского священника Георгия Кочеткова (Юрия Серафимовича). Последним очень не понравилась эта глава, которая, к слову, существует теперь на сайте центра во имя св. Иринея Лионского в качестве отдельного текста.
Более того, разговор про эту главу продолжился и на секции по сектоведению Рождественских чтений, которые в 20-х числах января этого года проходили в Москве, и, по сути, являются крупнейшей ежегодной конференцией РПЦ.
На секцию пришел некий представитель от «кочетковцев», который снова поднял эту историю, попытавшись уличить Александра Дворкина в том, что тот «не прав» и вообще «разъединяет Церковь».
Во всей этой истории самые интересные вопросы заключаются в том, что это вообще за движение, почему вокруг него ведутся такие споры и как оно умудрилось получить настолько мощное влияние, что может указывать учебному комитету и издательскому совету, что издавать, а что нет.
Вообще, если забегать вперед, то стоит сказать, что даже чисто структурно «кочетковцы» весьма напоминают то, что называется «сектой». Есть некий непререкаемый лидер — сам Кочетков. Есть несколько «уровней учения». Учение «для всех», то есть для всей остальной Церкви, для «внешних» и отдельный набор обрядов и богословских концепций для внутреннего круга. Имеет место быть замкнутость общин, претензия на элитарность и максимально резкое неприятие критики — как самого движения, так и «гуру», коим является Георгий Кочетков.
Внутренний круг представлен так называемым «Преображенским содружеством малых православных братств», головной организацией которого является московское Преображенское братство. Общины эти сами выглядят весьма нетривиально. Вот что пишет о них и их функционале Дворкин:
«Система Кочеткова поглощает человека целиком. Вначале двух- или трехлетняя катехизация перед крещением. Если человек был крещен еще до контакта с движением, то все равно в большинстве случаев он объявляется «непросвещенным» и должен проходить весь курс оглашения. Новичков приписывают к «семьям», каждую из которых возглавляет катехизатор (причем муж и жена могут оказаться в разных «семьях»). Катехизатор — это своего рода «пресвитер» (раньше они даже носили большие деревянные кресты поверх одежды), при «епископе» Кочеткове.
«Семьи» собираются для занятий три-четыре вечера в неделю. А еще в субботу вечерня (Всенощную кочетковцы не признают), в воскресенье Литургия, где все «оглашаемые» должны уйти после Евангелия и проповеди. Часто «семьи» устраивают выезды за город, пикники, мероприятия и прочее, пропускать которые без уважительной причины категорически не приветствуется.
Прошедшие катехизацию попадают в элитный клуб полноправных членов Братства. Раз в месяц они могут присутствовать на Агапах — особом Таинстве кочетковцев, на которое допускаются только полноправные члены общины. Агапы проводятся в тех же «семьях», которые не распускаются после крещения».
Впрочем, «катехизацией» дело не ограничивается. У «кочетковцев» есть свой специальный вуз — так называемый Свято-Филаретовский институт, который «является частным учебным заведением и не получал благословения Патриарха Алексия II» (вуз был открыт в 1988 году, в 1992-м зарегистрирован как Московская высшая православно-христианская школа). Только в декабре 2022 года он внезапно получил официальную аккредитацию от все того же учебного комитета РПЦ. Что тоже вызывает массу вопросов. По словам Александра Дворкина, «такая «легализация» может быть связана с тем, что Кочетков согласился покинуть пост главы Свято-Филаретовского института. Что, впрочем, не отменяет того факта, что все движение, как и вуз этого самого движения контролирует именно Кочетков».
Сам Георгий Кочетков, при этом — тоже персонаж, что называется, с биографией. Начал он свою «богословскую деятельность» еще с 90-х, а, по некоторым данным, с 70-х годов прошлого века.
На девяностые, собственно, приходится, период самой бурной и публичной деятельности «кочетковцев». Вот что пишет об этом Александр Дворкин:
«Вначале он (Кочетков) служил в городе Электроугли Московской области, затем перевелся в Москву. Вместе с ним переместилась и его община. В столице вначале они обосновались во Владимирском соборе Сретенского монастыря.
Когда монастырь был передан новой монашеской общине, как подворье Успенского Псково-Печерского монастыря, «кочетковцы» долго не пускали ее внутрь и отказывались переезжать. В конце концов в 1994 году они все же переместились в находящийся по соседству храм Успения в Печатниках и пробыли там до 1997 года когда под руководством самого священника Кочеткова был затравлен, избит и насильственно госпитализирован в психиатрическую лечебницу священник Михаил Дубовицкий.
После расследования инцидента, 9 октября 1997 года, патриархом Алексием II отец Георгий был запрещен в служении и снят с должности настоятеля прихода. Тем же указом шестеро его ближайших помощников были отлучены от церковного общения, еще шести было воспрещено участие в церковно-богослужебной жизни».
Однако уже в 2000 году церковные ограничения были с Кочеткова сняты, и он стал действующим, но заштатным священником города Москвы. При этом ни от своей деятельности, ни от своих доктрин не отказался.
Про доктрины, к слову, есть целый сборник материалов под названием «Суд им давно готов». Это если имеется желание ознакомится с богословскими концепциями Кочеткова во всех подробностях. Однако, если говорить максимально кратко, то в рамках кочетковских воззрений на христианство присутствуют следующие постулаты:
«Душа смертна, Бог воскрешает только праведников, а прочих уничтожает навсегда, ангелов и бесов не существует, Богородица не была Приснодевой, Ева появилась на свет в ходе физического соития Адама с каким-то человекообразным существом, и т. д. и т. п.».
Впрочем, какой бы ни была доктрина, стоит еще раз повториться — сами повседневные практики и социальные связи внутри этого движения заставляют сильно задуматься о том, что это за сообщество:
«Система, созданная священником Георгием Кочетковым, работает как хорошо отлаженная машина, вовлекает новых людей, обрабатывает их и подчиняет их себе. Все, кто оказался внутри, и помыслить не могут о каком-либо ином отношении к лидеру, кроме полной восторженности и тотального обожания. Любого, кто начинает хоть немного сомневаться в абсолютной правоте и всеобъемлющей гениальности «отца Георгия», мгновенно вытесняют за границы кочетковского сообщества и превращают в злейшего врага движения».
И вот это движение формально находится не за пределами, а внутри Церкви. Более того, судя по истории с учебным пособием Дворкина, а также с аккредитацией своего вуза в декабре 2022 года, внутри РПЦ «кочетковцы» себя прекрасно чувствуют и даже имеют определенное, весьма серьезное влияние.
Есть версия, что за годы своей деятельности, в ряды Преображенского братства и в стены Свято-Филаретовского института Кочетков привел «весьма непростых граждан», которые имеют в Русской православной церкви определенный вес. Это в целом неудивительно, поскольку сами практики и подходы «кочетковцев» к вербовке новых адептов позиционируют движение как этакий «элитный христианский клуб совсем не для всех», который вот так формирует «современные православные элиты».
Вторая версия причин их влиятельности может заключаться в запредельной «хлестаковщине». Ну, то есть они могут утверждать, что «за ними стоят серьезные люди», хотя таковых на самом деле нет. При этом, важно понимать, что «кочетковцы» — это очень скандальная группа, которая моментально и максимально жестко реагирует на любую внешнюю критику. Есть мнение, что издательский совет и учебный комитет в истории с учебником Дворкина просто не хотели «выносить сор из избы», замять скандал и не делать его достоянием широкой публики. Как показала практика, это была большая ошибка. Потому что на публику его всё равно вынесли именно «кочетковцы».
В итоге мы видим некую структуру, формально находящуюся внутри Церкви, но фактически к Церкви имеющую самое опосредованное отношение. Структуру, которая ставит себя значительно выше, «обычной Церкви». И что именно там вызревает внутри этих общин не столько даже в религиозном плане, сколько в смысле социальных и политических воззрений, а также в смысле манипуляций сознанием и психического здоровья адептов – очень интересный вопрос, который ответа пока не находит. Хотя бы потому, что «внешним» знать о жизни и деятельности внутри таких общин «не положено».