От редактора:Во время чтения этой колонки у меня реально перевернулись представлении о музыкальной жизни, инструментах, их названиях и применении. Отдельное спасибо автору за подборку видео, в которых показано как именно лэп-стил гитары и гитары-добро применяются. Напомню, что эта статья — из своеобразного цикла Василия Виноградова о музыкальных инструментах. В предыдущей статье этого цикла он рассказывал про губную гармошку.
P.S. А еще я раньше считал, что хорошо в музыке разбираюсь…
Василий Виноградов: Продолжаем просветительскую музыкальную деятельность на портале Сенсаций.нет, которая относится ко всяческим привычным глазу или не удостоенных ранее вниманием простого слушателя моментам.
Сегодня речь пойдёт сразу о двух родственных инструментах, которые не всегда похожи на гитару, довольно часто лежат плашмя на коленях играющего на них музыканта и на заре своего появления могли издавать только “мяуканье”.
Итак, на повестке дня два музыкальных инструмента: Гитара-добро (dobro англ. ударение на первом слове прим. авт.) и лэп—стил-гитара (lap steel guitar англ.).
Как только у гитаристов появлялось зрителей\слушателей количеством больше пяти или вдруг обнаруживалось, что вокруг помимо зрителей ещё и ансамбль других музыкальных инструментов, то практически сразу вставал в полный рост вопрос увеличения громкости — подобная проблема рассматривалась и в истории с банджо. Как и с обычными щипковыми предками акустических гитар, в силу всей изобретательности использовался эффект резонанса. В ход шли высушенные тыквы, скорлупки от кокосов, а то и просто ротовая полость музыканта. Не верите? На африканском континенте был очень популярен так называемый “музыкальный лук”. Его устройство было предельно незамысловато — в качестве древка бралась любая гибкая палка, способная держать давление жилы животного, натянутой между концами этой палки. Далее древко зажималось в зубах и новоявленный музыкант производил щипковые движения по натянутой жиле-струне (да, просто дёргал прим. авт.). Вибрация передавалась через зубы в череп, который и был в этой ситуации тем самым резонатором.
Но вернёмся к добро и лэп—стил-гитаре. Их рождение пришлось на стык двух эпох — смену века девятнадцатого на век двадцатый, когда стали популярны так называемые гавайские гитары, которые как и любые щипковые инструменты, описанные выше требовали усиления. Для добро этим усиливающим резонатором стал железный резервуар, напоминающий кастрюлю, а в некоторых случай даже полностью железный корпус гитары. В случае с лэп-стилом, довольно долго выручали жестяные баночки из под кофе, леденцов или зубного порошка. Струны опирались на резонатор и не касались поверхности грифа гитары. Звук извлекался пальцами, а по струнам, заменяя лады, возили туда-сюда чем-нибудь гладким.
Эффект скольжения был прозван, как “слайд” (slide англ. скользить) Сейчас производители обслуживающий запросы гитаристов, выпускают множество разновидностей этих слайдов — металлические, керамические, композитные, а тогда большинство вынуждены были пользоваться стеклянным горлышком отбитым от бутылки, который так и прозвали bottleneck (бутылочное горло англ.). Но вообще, в последствии, в качестве слайда каждый исполнитель использует кто во что горазд — металлическую зажигалку, плоскую фляжку для горячительных напитков или кусок водопроводной трубы.
Надо ли говорить, что первое с чем слайд стал не разлей вода — это блюз? Наряду, кстати, с губной гармошкой. Творческая ассимиляция с чернокожим населением Америки была практически мгновенной. Одна из возможных причин — простота изготовления или невысокая цена покупки.
Лэп—стил-гитара так и осталась плоской доской в самом массовом своём исполнении. Правда самая популярная её разновидность — это электро-версия. Да, прогресс электро акустического усиления коснулся и этого инструмента. Вернее, если совсем уж точно, именно “гавайская электрогитара” была изобретена раньше, чем обычная цельнокорпусная электрогитара. Сейчас для нужд музыкантов представлены десятки моделей электро-лэп—стил-гитар — от маленьких походных размером со скрипку, то тяжёлых двухгрифовых ящиков стоящих на ножках-подставках, с кучей педалей и струн. Но есть и, пусть не столь распространённых, акустических моделей.
А вот добро-гитара спустя всё это время так и осталась в форм-факторе именно гитары и в зависимости от творческого замысла музыканта может использоваться как обычная гитара с пронзительно-громким звуком, а так же как лэп—стил-гитара т.е. лежа на коленях исполнителя. Этот инструмент сроднился в основном с бардами, менестрелями и фолк-исполнителями, которые выступают в небольших блюзовых барах. Но и среди обладателей музыкальной премии Гремми в направлениях “южгного рока”, “кантри-рока” и “блюза” звучание этого инструмента давно стало неотъемлемой частью музыкальной палитры.
Самая большая популярность у этих разновидностей слайд-гитар приходится на Америку и Австралию, но и в европейской части нашей планеты есть множество поклонников этого горячего звучания. Удивительное дело, но самая высокая востребованность приходится на северные страны вроде Швеции, Дании и Финляндии, где очень востребованы эти музыкальные стили “из-за океана”.
В России слайд-гитары большого успеха не имеют, хотя ещё во времена СССР выпускалась, пусть и небольшими тиражами, лэп—стил-гитары. Но кантри-музыка в стране была представлена только группой “Кукуруза” и чуть позднее — группой “Грассмейстер” (именно через А — от американского музыкального стиля Blue Grass).