05.07.2024 19:22

Что такое никаб и как его в России «запрещали»

Что такое никаб и как его в России «запрещали»

Скандал с «запретом» на ношение никабов в России продолжается уже несколько месяцев, затрагивая и светскую правовую и религиозную проблематику. О том, что вообще такое никаб, чем он отличается от хиджаба, откуда взялась эта традиция и кто ей следует в мусульманском мире, а также, как развивается ситуация на текущий момент, читайте в материале «Сенсаций.Нет».

Дискуссия по поводу запрета на ношение никабов на официальном уровне началась во второй половине апреля этого года, когда депутат Государственной Думы России от КПРФ Михаил Матвеев в своем телеграм-канале опубликовал ответ замглавы МВД Андрея Храпова на запрос о возможности запрета ношения религиозной одежды, закрывающей лицо, для профилактики радикального исламизма. В МВД оснований для такого запрета не нашли.

Фото: скриншот с Telegram-канала Михаила Матвеева

Однако, уже 20 мая, глава СПЧ Валерий Фадеев заявил о том, что никабы все же запрещать нужно. И обещал обсудить этот вопрос с представителями, как региональных властей, так и с российскими мусульманскими лидерами.

Вызвана эта реакция была, судя по всему, повышением уровня террористической угрозы в России. В частности, терактом в «Крокусе». Хотя, стоит напомнить, что террористы там никабы не надевали.

пресс-служба департамента госпротокола МИД РФ

И здесь нужно кратко пояснить, что это за форма одежды и откуда такие опасения у ряда российских депутатов, общественников и правоохранителей. Дело в том, что и на Ближнем Востоке, и в Европе в прошлом имела место широко распространенная практика, когда террористы надевали никабы, как закрывающую лицо и большую часть тела одежду, дабы осуществлять противоправные действия.

Фото: Pixabay

В результате этого, в 2010 году в Италии была запрещена «религиозная одежда, позволяющая скрыть лицо», в Бельгии и Франции запрет на никаб и паранджу был введен в 2011 году, в Нидерландах никаб запрещено носить в общественных местах с 2019 года.

Более того, запрет на ношение этого вида одежды в разные годы вводился и в ряде исламских стран, либо стран с большим количеством исламского населения. Таких, например, как Египет, Тунис, Индия, Индонезия, Марокко, Таджикистан и Узбекистан. В Иране до революции с никабами боролся шахский режим. И ряд исследователей говорят о том, что и эта борьба с традиционной женской исламской одеждой стала одним из факторов смены власти в Исламской Республике.

И здесь все же стоит углубиться в историю никабов и рассказать кто и зачем их носит. Вообще, сам по себе никаб – это еще доисламская форма одежды, характерная для местности, где жил и проповедовал Пророк Мухаммед.

canva.com

Этот элемент вошел и в исламскую культуру. Но, что характерно, входил в неё не сразу и постепенно. Если брать Коран, то там указания на сокрытие тел женщин встречается в Суре 32, аятах 53 и 59. При этом, речь в них идет в первую очередь о женах пророка.

Так, в Аль-Ахзаб 33:53 говорится:

«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец».

С другой стороны, в Аль-Азхаб 33:59 сказано:

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям».

Но в этом аяте ничего не говорится о сокрытии именно лица.

Богословская мысль не стоит на месте, и довольно скоро в умме распространилось повсеместное женское ношение хиджаба. Само это определение, к слову, в самом широком смысле не столько про одежду, сколько в принципе про форму женского благочестия. Однако, хиджаб, именно как форма одежды, оставляет открытым лицо.

В суннитском исламе со временем возникли четыре правовые течения, так называемые мазхабы. И один из них, характерный для Саудовской Аравии и официально не представленный в России никак (а фактически, на уровне статистической погрешности), Ханбалитский мазхаб, в качестве основной нормы воспринял именно ношение никабов женщинами.

Тут нужно отметить, что все четыре мазхаба являются для традиционных суннитов одинаково авторитетными и легитимными. Но придерживаться все же рекомендуется какого-то одного мазхаба. Явление, когда различные нормы берут из разных мазхабов называется тальфик, и до сих пор в исламской богословской среде идет полемика о том, насколько это допустимо и широки границы такого применения различных норм. Если максимально упрощать, то если нормы разных мазхабов не противоречат друг другу, то их применение допустимо. Но вот что именно считать «противоречием» — это уже отдельный вопрос.

В России наиболее широко представлены ханфисткий (татары, башкиры, часть мордвы, чувашей и других народов Волго-Уральского и Сибирского регионов, а также ногайцы) и шафиитский (практически весь российский Северный Кавказ) мазхабами.

В них обоих отношение к никабу примерно соотносится с тезисами, озвученными одним из самых авторитетных современных суннитских богословов Юсуфом Абдуллахом Аль-Кардави, который говорил о том, что:

«Лицо и кисти рук женщины не являются авратом, то есть теми частями тела, которые необходимо скрывать, и, следовательно, они не должны закрываться вуалью. Если женщина рассматривает ношение никаба только как желательное действие, то такая точка зрения вполне допустима, если это не вредит другим и не противоречит личным или общественным интересам».

Но, тем не менее, тут же подчеркивал:

«Каждая мусульманка имеет право носить никаб, и никто не в праве помешать ей поступать таким образом. Нося его, она ни в коей мере не уклоняется от возложенного на нее и не наносит вреда окружающим».

Однако, во-первых, нынешняя история с ношением никабов все же вошла в русло именно вопросов общественной безопасности. А во-вторых, как и говорилось ранее, для российских течений ислама никаб попросту не характерен.

Тем не менее, на текущий момент дискуссия в Госдуме на этот счет прекратилась, а в Кремле в ней «активно не участвовали». Однако, здесь уже выступили представители исламского духовенства. В частности, Координационный Совет мусульман Северного Кавказа заявил:

«Мы, мусульмане Северного Кавказа, как и наши предшественники богословы, поддерживаем мнение большинства исламских ученых о необязательности «никаба».  Утверждение же некоторых лиц о том, что лицо и руки в исламе являются авратом —  недостоверны, недопустимы и даже запретны в исламе, если это вносит смуту и раскол в обществе. Никаб никогда не являлся традиционной формой одежды для Северного Кавказа».

В свою очередь представители муфтията Дагестана также вступили с заявлением:

«…ссылаясь на обращение от министерства по национальной политике и делам религии, в котором сообщается о существующей угрозе безопасности населению республики и на основании вынесенного вчера компетентного заключения отдела фетв, объявляет о временном запрете ношения никабов до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения».

Фото: официальный Telegram-канал Муфтият РД

Интересно, что резко против подобных запретов высказались исламские богословы из Татарстана. Там по этому поводу вообще кипит дискуссия, которая доходит до того, что и «хиджаб», как форма женской одежды – это не то, чтобы норма, прописанная в Коране (но это уже вообще отдельная история).

Впрочем, в Духовном управлении мусульман Татарстана к инициативам по запрету никаба отнеслись крайне скептически. Так, муфтий республики Камиль Самигуллин посчитал перспективу ввода подобных запретов актом исламофобии. А по некоторым данным из открытых источников именно в Татарстане и близлежащем Поволжье в мусульманской среде ношение никабов набирает популярность. И в куда большей степени, чем на том же Кавказе.

Фото: официальный Telegram-канал ДУМ РТ

В общем, на текущий момент светские власти оставили вопрос никабов в покое. В ряде регионов России временный запрет на ношение введен на уровне «духовных властей», в Татарстане никабы не запрещают и запрещать не собираются. Хотя, стоит повториться, сами по себе никабы для российского ислама не характерны. И в этом смысле вообще не очень понятно, почему «прицепились» именно к ним.

Автор: Александр Чаусов

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Сенсаций.Нет" и не дайте новостям себя обмануть!