21.01.2025 17:56

Блуд, аборты и «Хаймарсы»: как протоиерей Андрей Ткачев «коллективную ответственность» для России проповедовал

Блуд, аборты и «Хаймарсы»: как протоиерей Андрей Ткачев «коллективную ответственность» для России проповедовал

Проповедь про «аборты и Хаймарсы» протоиерея Андрея Ткачева вызвала настолько широкий резонанс, что по этому поводу пришлось высказываться главе синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимиру Легойде. О том, что конкретно сказал Андрей Ткачев, почему его идеи не являются позицией Церкви и на что в принципе похожи его высказывания с точки зрения сектоведения, читайте в материале «Сенсаций.Нет».

Очередная проповедь протоиерея Андрея Ткачева все же оказалась настолько резонансной, что на неё вынужден был публично отреагировать председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, который подчеркнул, что высказывания отца Андрея – это не позиция всей Церкви.

Коллаж Андрея Зайцева: Владимир Легойда, председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Речь в данном случае идет о проповеди, которая была выложена в YouTube-канале священника 14 января 2025 года. Длительность ролика 16 минут. Основной нарратив высказываний протоиерея – это недопустимость блуда и абортов. Что, конечно, с позицией Церкви полностью согласуется. Однако, образы и аналогии, которые использовал священник и вызвали, мягко говоря, неоднозначную реакцию.

Фото: скриншот видео YouTube-канала протоирея Андрея Ткачева

Помимо истории о ранних годах жизни Христа, о том, что Он во младенчестве оказался «в статусе беженца», отец Андрей решил поговорить и о современности.

Первое, что смутило – это его высказывание о том, что:

«Если семя льется, то будет литься кровь. Это один из тех моментов, который объясняет нам почему война. Потому, что семя льется куда попало».

Судя по всему, Ткачев имел в виду беспорядочные половые связи и блуд, как таковой, которые связал с непременным последующим насилием.

Здесь просто приведем цитату главы Российской Ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), профессора Александра Дворкина:

«У меня только один вопрос: два греха, которые он обличает — рукоблудие и аборт — взаимоисключаемы. Как это он выводит одно из другого? Но, похоже, человек, действительно, верит в «магию крови». Насколько это совместимо с христианством?».

И второй важный момент, который уже совсем про конкретные вещи — это параллель между абортами с блудом и ракетными ударами по российской территории:

«И когда еще раз зайдет разговор о детях, о милосердии, о крови, о войне, то вы сдерживайте себя и скажите себе или собеседнику своему: до тех пор, пока не прекратятся аборты, которые обескровили Россию, аборты уничтожили наш генофонд, аборты превратили нас в развратников и убийц, до тех пор пока это не прекратится, мы не имеем права требовать счастья. Именно из-за разврата происходят войны. Именно из-за убийства невинных Господь наказывает нас этими «Хаймарсами» или «Скальпами», которые летают по нашим городам. Долетают и до Воронежа, и до Казани, и до Таганрога, и до Петербурга. И нам не будет покоя пока мы не покаемся. Мир приходит к покаявшемуся человеку. Скажите нечестивому, что мира ему нет».

Почему мы здесь настолько подробно цитируем фрагменты этой проповеди? Дело в том, что уже Владимир Легойда намекнул в своём комментарии на то, что протоиерея Андрея Ткачева «не совсем так поняли»:

«Отец Андрей человек очень талантливый, активный и медийный, и, как многие медийные люди, иногда эмоционально может переходить ту грань, которую переходить не следует. Особенно это связано с подачей в современном медиапространстве информации, потому что, когда вы слышите несколько фраз, они могут производить шокирующее действие на слушателя, а когда вы смотрите контекст, то впечатление немножко меняется. С последними высказываниями отца Андрея это тоже так, хотя, с моей точки зрения, это никак не отменяет для него и для любого из нас необходимости сто раз подумать, прежде чем приводить какой-то яркий пример, и тщательно взвешивать каждое сказанное слово».

Так вот, нет. С контекстом тут тоже «всё хорошо». Ткачева все правильно поняли. Этот священник оперирует абсолютно ветхозаветными, а то и языческими категориями «коллективной ответственности». Когда, в данном случае за аборты, которые кто-то совершает в России, Бог наказывает всех. Ну или совершенно посторонних людей, которые ни к массовому блуду, ни к собственно абортам отношения не имеют.

Фото: сгенерировано нейросетью Кандинский

Особенно показательно, что проповедь свою отец протоиерей начинает с убийства младенцев Иродом, когда тот хотел уничтожить Христа еще в момент Его рождения. То есть, уничтожил несколько сотен детей, чтобы избавиться от одного, конкретного Ребенка. И, что характерно, цели своей не достиг.

Только нам кажется, что Бог в интерпретации Ткачева про «Хаймарсы» и «Скальпели», как-то уж слишком напоминает этого иудейского царя? Ну, типа, поубивать народ по случайному принципу, «авось, тот кто нужно – попадется».

Это, уж не говоря о том, что с точки зрения христианской этики коллективные обвинения людям, а особенно объяснения «за что их наказывает смертью Бог» — крайне сомнительны.

На нашей памяти, очень похожими обвинениями в свое время бросался такой одиозный персонаж, как «патриарх» Филарет (Михаил) Денисенко. Украинский раскольник, отлучённый от Русской Церкви еще в девяностых.

Фото: скриншот видео YouTube, раскольник Филарет Денисенко

Вот фрагмент из его высказываний о Донбассе в 2016 году. Тоже, кстати, о ракетных ударах:

«Не нужно думать, что население Донбасса невиновно в этих страданиях. Виновно! И свою вину должно искупить страданием и кровью. Голосовали на референдуме за федерализацию? Голосовали. Согрешили? Согрешили. Вот этот следствие этого греха. Если бы не согрешили, не голосовали бы, то не было бы этого».

Ну, и чем это, в смысле наложения коллективной ответственности и объяснения «Божьей кары» за «всеобщие» грехи отличается от того, что сейчас говорит Ткачев?

Впрочем, мы тут не профессиональные богословы, но, пожалуй, в ряде тезисов полностью с Владимиром Легойдой согласимся. То, что сказал в своей проповеди Ткачев – это действительно ни разу не позиция Русской Православной Церкви. Православная Церковь – она вообще не про «коллективную ответственность» какого-то «кроваво-магического толка» с привязкой к семенной жидкости.

Фото: Screenshot видео YouTube

Ну, а самое главное, уже с точки зрения сектоведения, при прослушивании подобного рода «оригинальных теологуменов», появляется главный вопрос – а насколько вообще сейчас Ткачева и его общину, если они исповедают подобное, можно отнести к канонической Православной Церкви? Потому, что всё это чем дальше, тем больше начинает напоминать нарождающийся псевдо-православный культ. Которых за последние годы в Русской Церкви, к сожалению, обнаружилось сразу несколько.

Автор: Александр Чаусов

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Сенсаций.Нет" и не дайте новостям себя обмануть!