Банджо в представлении обывателя — это символ Дикого Запада, однако, по сути мы о нем ничего не знаем. О появлении, конструкции и ироничных «финты ушами» матушки истории по отношению к этому инструменту в своем материале расскажет наш постоянный автор Василий Виноградов.
Круглая гитара… Барабан со струнами… Сковородка, в конце концов! Как только не называют обыватели этот музыкальный инструмент, имя которому — БАНДЖО.
Василий Виноградов: Как учат нас со школьной скамьи, Америка — страна переселенцев и было бы глупо полагать, что удастся избежать столкновения не только физического, но и культурного. И было всё: убитые бизоны, строительство больших городов, многолетние стычки с различными индейскими племенами, золотая лихорадка, война Севера и Юга, наконец….
Но кто были все эти люди? Это сейчас, спустя столько поколений, можно сказать — американцы. А тогда: испанцы, французы, ирландцы, англичане. И каждая этническая группа везла на этот материк помимо скарба, свой привычный жизненный уклад и культуру, целым пластам которых предстояло исчезнуть под натиском обстоятельств, а некоторым частицам намертво ассимилироваться в бурлящем коктейле американской действительности.
Но вернёмся к банджо. Исследователи истории музыки так и не сошлись в едином ответе о прообразе этого музыкального инструмента, поскольку известно не менее полусотни предшествующих аналогов из разных уголков земли, которые чисто номинально могли быть взяты за основу банджо.
Кстати, о названии — оно точно имеет африканские корни, поскольку у чернокожих рабов на их исторической родине тоже были подобные инструменты, где в качестве корпуса использовали скорлупу от кокоса, в качестве резонатора натягивали кожу, а струны, сделанные из жил животных, натягивали на приделанной к кокосу палке.
Но мы же знаем, что вообще всегда самая большая слава приходится не на тех, кто придумал, а на тех, кто грамотно оформил по закону. Так и вышло с банджо, упоминания о котором встречаются уже в 17 веке (восп. английского врача Ганса Стоуна в 1687 г. Правда там, за неимением кокоса, ямайские рабы использовали тыкву).
Однако, широкую симпатию этот инструмент “низших слоёв рабского населения” начал стойко приобретать только с начала 19-го века. Тогда среди демократического населения США была популярная юмористическая идея про «тупых и не желающих работать» чернокожих. Этим мгновенно воспользовались бродячие театры, где любой артист такого передвижного заведения, измазав лицо сажей и бренча на банджо, с успехом шёл на поводу народного ожидания, достигая быстрого успеха.
Но юмор — юмором, а банджо, видоизменяясь и совершенствуясь, становится всё более и более популярным музыкальным инструментом на северо-американском континенте.
Что же из себя представляет современная инкарнация банджо?
Основная идея осталась такая же — круглый корпус с натянутой с внешней стороны кожей, к которому прикручен тонкий гриф с колками. На эту конструкцию натянуты струны, которые опираются на “подставку”, которая в свою очередь стоит на резонирующей поверхности — той самой кожи.
Современное банджо, несомненно, вобрало в себя всё самое лучшее из гитарного, барабанного и звукоусилительного (!) опыта.
Во-первых, ещё в середине 19-го века банджо обзавелось ладами (до этого гриф был гладким), что положительно сказалось на точности процесса игры, звукоизвлечения и настройки. Толчком к этому послужило начало массового производства металлических струн в 1857 году — до этого все довольствовались исключительно жильными струнами, чья громкость и надёжность не укладывалась ни в какие ворота…
Во-вторых, в конце концов, разновидностей банджо по количеству струн в основном осталовь две — четырёхструнные и пятиструнные. Четырёхструнные получили название “тенор-банджо” и “приплыли” из Америки в Ирландию, где успешно и осели пустив глубокие корни в местную музыкальную культуру. В самой же Америке основной популярностью пользуются именно пятиструнные банджо, где пятая струна не зажимается и именуется “бурдонной струной”. Она является укороченной и крепится от середины грифа, который в этом месте расширяется. Бурдонная струна не зажимается пальцами играющего на банджо музыканта и звучит постоянно, поддерживая тем самым, то самое “музыкальное давление”.
В-третьих, корпус, хотя и остался круглым, превратился в уменьшенную копию металлического барабана, где кожаная мембрана давно заменена на пластиковую, которая выдерживает гораздо более сильное натяжение и не боится влажности. Более высокое натяжение круглой мембраны достигается конструктивной особенностью “барабана”, где сама мембрана имеет металлическую окантовку. Она одевается на кадло (корпус Прим. авт), а сверху прижимается неким обручем при помощи удерживающих его и заворачивающихся по кругу металлических винтов. И чем сильнее натяжение мембраны — тем чувствительнее она реагирует на вибрации струн, усиливая их.
В-четвёртых, не смотря на довольно пробивной звук, банджистам всегда хотелось звучать ещё громче, поскольку большая часть звука терялась, уходя исполнителю в живот. Для исправления этой “надоработки”, был придуман круглый тазик-резонатор, являющийся по сути своей аналогом корпуса аудио-колонки, направляющий звуковые волны так, что они отражаются и усиливаются летя в сторону уже слушателей.
Ну, и в-пятых, хотя и ассоциируясь по большей части с музыкой “блюграсс” (bluegrass — то самое изначальное “кантри” сельских парней), но давно уже прочно прописалось в различных стилях музыки — фолке, блюзе, роке и джазе. Вот для примера, близкий практически любому жителю России хитяра от группы “Браво”. Вслушайтесь… а что там звучит в припеве на заднем плане?)))
Совершенно нет возможности остановиться на всех пластах музыки, где активно используется банджо — это достойно отдельной большой статьи, но не «вбросить», для затравки хотя бы несколько примеров — невозможно.
Легендарный Эрл Скраггс c друзьями из мира блюза и кантри играют классику блюграсс музыки — “Foggy Mountan Breackdown”.
А вот вам немного “ирландщины”. И пусть, как и в кантри, все темпоритмы такой музыки ориентированы на сельские танцы до упаду, но эти стили лишь родственны между собой.
И напоследок, целый альбом нашего соотечественника Ильи Тошинского, ныне гражданина США и входящего в категорию одних из самых востребованных студийных гитаристов и банджистов в сердце музыки кантри — городе Нэшвилле (шт. Тенесси). Пожалуй, это самый разноплановый альбом с банджо в центре каждой композиции, что мне доводилось слышать.