На прошлой неделе шведская группа ABBA выпустила новый альбом. «Voyage» стал первым альбомом группы за 40 лет. В колонке нашего музыкального обозревателя Василия Виноградова сегодня — рецензия на новый альбом известной и некогда очень популярной группы.
Василий Виноградов: Несерьёзно ждать, что время пощадит хоть кого-нибудь в этой жизни. Но тем ярче кажется свет былых достижений на фоне стойких попыток держать планку, заданную когда-то самим себе. Слушаем и разбираем новый альбом шведского коллектива ABBA.
Прежде всего хочется отметить, что каким бы ни был итог этой работы для каждого слушателя, но трудно спорить с простым фактом — к технической составляющей претензий нет. Звук откровенно хорош и безоговорочно современен.
Слушая подряд произведения вошедшие в «Вояж», небезосновательно и неоднократно ловишь себя на мысли «А ABBA точно квартет?». «Тёмненькая» Фрида Лингстад и «светленькая» Агнета Фельтског то сольно, то попеременно, а то и одновременно искренне пытаются радовать своими голосами, но где же Бенни Андерсен и Бьорн Ульвеус? Все прекрасно помнят, что и раньше они не в каждой песне подпевали своим подругам, принимая на концертах обличье инструменталистов, а в студийной работе — продюсеров, композиторов и аранжировщиков. Но «вокальная пачка» квартета была незыблема практически на всех хитах группы! В «Вояже» нет ничего подобного. Быть может, они отметились на «хоровых» произведениях? Но кто их там расслышит.
Как и многие звёзды, чей возраст уже безо всяких оговорок можно охарактеризовать, как «пенсионный», ABBA находятся в том привилегированном состоянии, когда в своём творчестве заслуженно могут заниматься чем пожелают без оглядки на кого-либо — и тут за них можно только порадоваться. Но вынося своё творчество на публику, надо быть готовыми к множеству вопросов. В этой ситуации, с оглядкой на некоторых коллег, творческий и фактический возраст которых нередко существенно больше ABBA, хочется спросить: неужели, распавшись в 1983 году и решив таки выпустить новый альбом не с перепевками «золотых хитов», а с новым оригинальным материалом уже в 2021-м, не нашлось сил сделать что-то действительно грандиозное? Насильно мил не будешь, сколько людей — столько и мнений — это «ДА!», но…
И глядя на обложку этого альбома, приходит мысль, а не тот ли это свет и тепло прошлых хитов, что позволил не один десяток лет поддерживать силы для интереса и ожидания этой шведской фабрики хитов?
Но давайте вкратце пройдёмся по всем песням этого альбома.
I Still Have Faith in You
Я всё ещё верю в тебя
Начинающаяся довольно интимно, несмотря на уверенное, но мягкое появление симфонического оркестра, который вступает в начале, уступив потом место роялю и женским вокалам, песня «Я всё ещё верю в тебя» вряд ли удачное начало альбома, в широком понимании шоу-бизнеса… Но шоу-бизнес пусть живёт по своим законам, а слушатели и любители ABBA, единогласно подтвердят, что для саундтрека встречи давних друзей, не видящихся много лет — самое то!
When You Danced with Me
Когда танцевал со мной
Не зря даже неискушённому уху слышатся ирландские наигрыши с первых нот этой песни. Владеющие английским, удостоверятся в этом ещё раз услышав упоминание небольшого ирландского городка Килкенни, откуда уезжает главный герой этой истории. Повествование ведётся от лица девушки, которую покинул тот самый парень, уехавший в большой город за лучшей жизнью. Но, видимо, ирландская девушка тверда характером, поскольку никакого плача и негатива не слышится в её словах. Лишь лёгкое сожаление вопросом «Вешний мир таков, каким ты его представлял?» и лёгкая ностальгия с вызовом в строчке «Я скучаю по старым добрым временам, когда ты танцевал со мной».
Little Things
Мелочи Вы не ослышались! Даже не будучи носителем английского языка, мягкая поступь мгновений символизирующих приближение Рождества слышна здесь в каждой ноте. Речь идёт о всех мелочах, которые создают предпраздничную атмосферу — наполнение маленькими подарками чулок, висящих у камина, из которого появится Санта Клаус, искренняя детская радость от новых игрушек. И всё это нам неспешно рассказывается ABBA под рояль, деликатные скрипично-струнную группу и, конечно же, колокольчики.
Don’t Shut Me Down
Не гаси мой пыл
Слушая подряд все песни этого нового альбома, первые три песни свыкаешься с мыслью, что альбом спокойный, повествовательный и чуть ли не камерный. Но вот наконец со второго куплета появляется синти-бас умеренно медленного и привычного для 80-х евро-дэнса. Текст песни говорит о примирении. У главной героини есть претензии к своему партнёру, но выговорившись она твёрдо заканчивает мыслью, что «я пришла ради любви и надежды». Несмотря на фирменное звучание привычных нам ABBA, песня довольна проходная, и полна самоцитирования в виде увесистых кусков из своего же суперхита «Super Trooper».
Just a Notion
Просто предположение
Если бы ABBA позволили придумать жанр «кантри-поп», то звучание было бы именно таким. Слегка вялые диско-ритмы (вероятно для того, чтобы двигаться в такт было не столь утомительно и танцы не превращались в скачки), регтайм-буги-блюз на фортепиано во вступлении и текст в духе «а где находится нофелет?» или другими словами «у меня есть предположение, что ты заметишь меня, улыбнёшься, скажешь „привет!“ и мы будем танцевать вместе до утра».
I Can Be That Woman
Я могу быть этой женщиной
Песня — горькое извинение. Короче не сказать. Ссоры неприятны и в порыве эмоций все мы можем наговорить всякого, но похоже именно в этот раз претензии мужчины попадают в точку, поскольку она соглашается, что «могла бы быть той женщиной», попустительства которой и привели к ссоре. Звучание, особенно в припеве, несколько стилизовано под группу Roxette. Однако, не сказать, что песня пронимает до глубины души, поскольку раскаяние женщины какое-то безэмоциональное и как бы «только на словах».
Keep an Eye on Dan
Присматривай за Дэном
Есть подозрение, что этот альбом ABBA либо концептуальный, либо изначально писался под какой-то не то мюзикл, не то радио-спектакль. Но для первого случая не хватает театральной постановки, а для второго — голоса «от автора» поясняющего, происходящие перипетии сюжета. Насколько можно понять из текста, речь идёт о родителях, не живущих вместе, но попеременно воспитывающих отдельно друг от друга некоего сына Дэна. И если начало песни настраивает своим звучанием на тревожный лад, то вот далее, особенно на припеве, спетом чуть ли не старушечьими голосами, начинаются какие-то неуместные «танцы», которые совершенно не вяжутся с происходящим в песне сюжетом.
Bumblebee
Шмель
Жанр этой песни иначе, как «медленный торжественный марш» охарактеризовать не получится. Или даже гимн энтомологов, поскольку на всём протяжении песни поётся про занятого своими насекомыми делами шмеля, который летает от цветка к цветку. Быть может это просто корневая сельская музыка, придуманная именно для этой категории фанатов ABBA?
No Doubt About It
Нет никаких сомнений
Нет никаких сомнений, что этот предпоследний номер пластинки очередная попытка войти не то в одну воду дважды, не то побыть снарядом, пытающимся упасть в одну воронку второй раз. И пусть вас не сбивает с толку звучание не то гитары-добро, не то банджо в первом такте — припев всё расставит на свои места. К сожалению, даже если вокалистки без особого труда вытягивают все ноты, тембр против возраста бессилен. Что ж… с другой стороны — честно.
Ode to Freedom
Ода свободе
Умело стилизованная под классическую музыку под стать тексту, воспевающему идею мечты о том, чтобы кто-нибудь написал Оду свободе, которую можно было бы спеть всем вместе. Монументальная точка альбома.
Как бы там ни было, но ABBA живы. И пусть вместо них на гастроли поедет крутое и зрелищное 3D-шоу, но очевидно никогда уже никому не крикнуть радостно в сердцах «Мама-мия!» и не насладиться «танцем Королевы»…