Сегодня не стало советского и российского режиссера, актера и политического деятеля Станислава Говорухина. Как это часто бывает, в последние годы жизни его чаще вспоминали именно как политика, однако мы решили вспомнить по-настоящему великие фильмы, которые он создал.
Вообще некрологи – это не формат «Сенсаций.Нет» и обычно мы их пишем в выходной день в воскресном дайджесте, подводя итоги и выявляя ошибки у коллег, которые то Анофриеву приписывают песню «Луч солнца золотого», то Мавроди в безымянной могиле хоронят. Сегодня же случай особенный, ибо о замечательных режиссерских работах Говорухина, который в «Новой России» 90-х и нулевых годов больше мелькал на экранах как политический деятель, как нам кажется, многие забыли.
Еще хотелось бы добавить, что после одной громкой фейковой смерти и кучки имитаций инцидентов поменьше, доверия в этом вопросе СМИ нет. Однако в данном случае заявление было сделано спикером Государственной Думы Вячеславом Володиным, так что, увы, скорее всего — правда.
В память о режиссере мы решили без подсказок Википедии и Кинопоиска вспомнить художественные фильмы его авторства и составили собственный рейтинг, топ-5 работ Станислава Говорухина.
- «Ворошиловский стрелок», 1999 год
Вышедший на экраны в 90-е годы фильм о том, как ветеран Великой Отечественной войны со снайперской винтовкой «учит жизни» зарвавшихся мажоров за поруганную честь своей внучки – это не просто кино про пожилого мстителя, самостоятельно борющегося с беспределом, оно на простых примерах говорит о том, что зло наказуемо и расплата может прийти с той стороны, откуда ее не ждут. Очень незамысловатое, но при этом очень сильное кино.
- «Вертикаль», 1967 год
Один из самых первых фильмов Говорухина, где он делил режиссерское кресло вместе с прославленным Борисом Дуровым. Фильм о мужестве простых покорителей вершин, Владимир Высоцкий в главной роли и строчки из его же песни «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так…» и многие другие отличительные особенности советского кино, на наш взгляд, были показаны намного сильнее, чем в большинстве современных американских блокбастеров, вроде «Эвереста». Хотя, как говорится, на вкус и цвет… В любом случае это произведение Говорухина вызывает при просмотре сильные эмоции.
- «В поисках капитана Гранта», 1985 год
Существует несколько экранизаций этого приключенческого романа Жюля Верна, но мы, дети 80-х годов помним именно этот многосерийный фильм с Николаем Еременко, Владимиром Гостюхиным (тогда еще не прикрепившим к себе ярлык хамоватого дальнобойщика) и Лембитом Ульфсаком в роли Паганеля. Одна из лучших отечественных экранизаций произведений французского фантаста.
- «Десять негритят», 1987 год
Классический детектив по классическому произведению Агаты Кристи в замкнутом пространстве острова. 10 человек, детская считалочка и настоящий страх у зрителя, который вызван не зубастыми кричащими клоунами или жутковатыми призраками, а именно атмосферой безысходности. На самом деле, как нам кажется, это один из тех редких случаев, когда фильм оказался намного ярче образами и персонажами, чем книга, по которой он снят.
- «Место встречи изменить нельзя», 1979 год
Нам кажется, что говорить что-либо о фильме, который давным-давно растащен на цитаты и ушел в народ как гениальное произведение, великий советский детектив с великими же актерами Владимиром Высоцким в роли Глеба Жеглова и Арменом Джигарханяном в роли его антипода «Горбатого», будет излишне. Это кино смотрели, как нам кажется, все, а фразы из него употребляем мы каждый день.
Конечно же нужно было упомянуть и документальные фильмы Говорухина и его актерские работы и его деятельность в ОНФ, но пусть за нас сегодня это сделают другие…