Традиция «крещенских купаний» в проруби с каждым годом в России становится все более массовой и популярной. Однако, является ли этот обряд православным и как к нему относится Церковь? В истории «крещенских купаний» и их связи с праздником Крещения Господня разбирался корреспондент «Сенсаций.Нет», историк Александр Чаусов.
Однако, на самом деле, даже внутри Русской Церкви отношение к крещенским купаниям, мягко говоря, неоднозначно. Ряд священников называют эти действия «давней благочестивой традицией». Другие представители РПЦ прямо говорят:
«Купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им».
Впрочем, даже эта оценка является довольно мягкой. Ранее, а именно в рамках решений Стоглавого Собора в 1651 году, Русская Церковь вообще воспринимала подобного рода окунания в прорубь как нечто непристойное. В частности, в 42 главе Столглава, в вопросе 24 говорится:
«И егда мимо нощъ ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки бесни, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания. И о том ответ. По царской заповеди всем святителем коемуждо во своем пределе по всем градом и по селом разослати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иване дни и в навечерии Рождества Христова и крещении Христова мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзкая дела не сходились…».
Есть мнение, что церковные иерархи прошлого были озабочены не только нравственной и духовной стороной вопроса, но и сохранностью жизни купающихся. А риск для жизни и здоровья, к сожалению, в рамках окунания в прорубь есть и сейчас. В прошлом году стал широко известен случай под Гатчиной, когда женщину, которая решила искупаться в самодельной иордани, затянуло под лёд. С летальным для неё исходом.
Собственно, именно поэтому в России крещенские купания регламентируются таким положением, как: «Методические рекомендации по организации обеспечения безопасности людей при проведении крещенских купаний на водных объектах», утвержденные на уровне руководства МЧС РФ. И аналогичными региональными рекомендациями.
В рекомендациях этих прописано не только наличие сотрудников МЧС и скорой, раздевалки и места для обогрева, но и площадь самой иордани, количество людей одновременно находящихся на льду в зависимости от его толщины, и прочие вещи, которые способствуют тому, чтобы сам процесс прошел максимально безопасно.
Здесь мы видим адекватный процесс нормативно-правового регулирования достаточно рискованной народной традиции. Когда её не запрещают, потому что запрет только усугубит ситуацию (все попросту начнут прорубать свои собственные, небезопасные проруби и нырять в них), а контролируют безопасность мероприятия.
Тем не менее, несмотря на все эти меры, и врачи, и Роспотребнадзор предупреждают, что после окунания в прорубь, люди могут элементарно заболеть. И о том, что подобного рода водные процедуры полезны далеко не всем.
При этом, если возвращаться, собственно, к христианской стороне вопроса, то ряд православных священников в последние несколько лет говорят о том, что, собственно, христианский смысл омовения в иордани постепенно «вымывается». Как отмечал несколько лет назад председатель учебного комитета РПЦ, протоиерей Максим Козлов:
«Немало людей совершают обряд не из благочестивых побуждений. Лезут в ледяную воду, желая показать себя перед противоположным полом. А некоторые еще и в состоянии алкогольного опьянения».
И здесь нужно все же сказать несколько слов и об истории церковного праздника Крещения Господня, и об истории «народной традиции» купания в проруби.
Церковный праздник в данном случае – это воспоминание о том, как Христос вошел в воды реки Иордан, где проповедовал Иоанн Креститель. В Евангелии от Матфея эти события описаны так:
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской. (Мф.3:1)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. (Мф.3:10-12)
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф.3:12-17)
Тут вполне логично возникает вопрос, а о каком «крещении» идет речь, если Крест еще не стал сакральным символом? А речь здесь идет о буквальном ритуальном погружении в воду, для «смывания» своих грехов. Которое в современном иудаизме (а Христос проповедовал именно в иудейской традиции) называется «твила». Поэтому в иудаизме Иоанн Креститель – это Йоханан Ха-ма-твил.
Ну и понятно, что богословских трактовок, зачем безгрешному Христу понадобилось принимать омовение от этих самых грехов – великое множество. Но так или иначе, именно эта иорданская «твила» в дальнейшем стала прообразом уже христианского Таинства Крещения, в рамках которого на каждого новообращенного христианина сходит Святой Дух. И происходит это Таинство Крещения, стоит заметить, совершенно не в проруби.
А вот массовые купания в иордани во время Крещения Господня – это все же не исконная русская традиция. Как было сказано выше, её осуждал Стоглавый Собор, но в числе прочих «зимних забав» русского народного народа. То есть, как минимум в XVII веке подобные практики уже были. Однако, ряд исследователей говорят о том, что массовые купания в иорданях приходятся на Синодальный период в истории Русской Церкви. То есть, на XVIII-XIX в.в. В дореволюционной России XX века, судя по всему, подобные забавы тоже имели место быть. И отношение Церкви к ним было примерно таким же, как и в 1651 году.
В частности, магистр богословия, Сергей Васильевич Булгаков в своей «Настольной книге для священно-церковнослужителей», вышедшей в 1913 году, писал:
«В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас».
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит «требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Ну, и здесь, думается, все вопросы о «духовной» составляющей купания в «иордани» отпадают сами собой. Нет, если так хочется, то, конечно, окунайтесь. Но никакого «духовного бонуса» у вас от этого не случится. А вот последствия для здоровья могут быть самыми неожиданными и не самыми приятными.
И здесь, понятным образом, возникает следующий вопрос: если не окунаться в прорубь, то, что делать человеку, считающему себя христианином, и желающему «отметить» Крещение Господне? Ответ на него до банальности прост – идти в Церковь на литургию. По возможности исповедоваться там и причаститься. Собственно, это же касается и всех прочих православных праздников.