В последние дни в актуальной повестке вновь возник вопрос о гонениях на Украинскую Православную Церковь. Исходя из этого, поднимается много других вопросов: с чем это связано, каково сейчас положение УПЦ на Украине и есть ли хоть какая-то международная реакция на притеснения украинских православных верующих. Во всем этом разбирался корреспондент «Сенсаций.Нет», историк Александр Чаусов.
В очередной раз в информационной повестке поднялся вопрос о гонениях на Украинскую Православную Церковь. В одном из недавних выступлений спецпредставитель Министерства иностранных дел России, Мария Захарова, отметила:
«Антицерковная кампания киевского режима вызывает недовольство в разных слоях украинского общества, а если говорить попросту, люди уже не понимают, зачем усугубляется и без того их бедственное положение на Украине… Это не цинизм, я считаю, это один из признаков геноцида, который сейчас творится на Украине руками североатлантических структур и элит».
Слова эти, судя по всему, вызваны очередным витком дискриминации клириков и мирян Украинской Православной Церкви. Так, после недавних обысков в Киево-Печерской Лавре, которые были инициированы Службой Безопасности Украины по подозрению в «подрывной деятельности российских спецслужб», ряд храмов Лавры внезапно перешли из юрисдикции УПЦ, под контроль так называемой «православной церкви Украины» (ПЦУ).
Русская Православная и ряд других Поместных Православных Церквей определяет ПЦУ как раскольников, которые не имеют ничего общего с каноническим православием. Но для нынешних украинских властей ПЦУ как «церковь», никак не связанная с Москвой — практически «национальный проект».
Что касается УПЦ, то её канонический статус сейчас определяется крайне сложно. До относительно недавнего времени эта Церковь была широкой автономией в составе РПЦ. Каковой она до сих пор и определяется на официальном сайте Московской Патриархии.
Однако 27 мая 2022 года Собор Украинской церкви постановил, «что свидетельствует о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви».
Далее, Синод УПЦ в ноябре 2022 года решил, что теперь миро (масло, которое является сакральным компонентом в таинстве миропомазания) в Украинской Церкви будут варить самостоятельно. Вопрос мироварения в этом случае имеет очень важное символическое значение. Поскольку согласно уложениям РПЦ, самостоятельно варить миро может только автокефальная, то есть, полностью независимая церковь.
Все эти решения УПЦ принимала и озвучивала безо всякого согласования с Московской Патриархией, фактически уходя в раскол, поскольку таким образом откровенно выходила за рамки собственного канонического статуса. При этом демонстративно отмежевываясь от Москвы и Русской Церкви.
Впрочем, на Украинскую Церковь все это время оказывалось и оказывается мощнейшее давление со стороны украинской власти и радикально настроенной части общества. Речь идет как о захвате храмов некоторыми особо ретивыми «активистами», так и о целой серии законопроектов, направленных уже даже не на дискриминацию, а на полную ликвидацию УПЦ на территории Украины за «связь с Россией».
И понятно, что в таких условиях УПЦ пытается на публичном уровне заявить и продемонстрировать, что более к РПЦ никакого отношения не имеет. К примеру, еще в прошлом году украинский православный глава митрополит Онуфрий (Березовский) заявлял:
«Украинская православная церковь последовательно поддерживала и поддерживает территориальную целостность Украины и призывает своих верных молиться за мир в нашем Украинском государстве и во всем мире».
Все тот же Собор УПЦ 27 мая, помимо прочего, выразил «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно войны в Украине». Хотя с чем именно «не согласны» украинские епископы – это отдельный вопрос. Ведь Патриарх Московский и всея Руси неоднократно делал заявления подобного рода:
«Мы переживаем сегодня непростой исторический период: все наши мысли, тревоги и молитвы связаны с происходящими событиями на Украине… Обращаюсь ко всем вам, мои дорогие, с призывом читать ежедневно «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» с прибавлением к нему утвержденной ранее молитвы о восстановлении мира».
Все эти «религиозные тонкости» нынешний официальный Киев, кажется, совершенно не интересуют. По поводу текущей церковной политики украинских властей высказался на днях и председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он отметил следующее:
«Киев рассматривает Украинскую православную церковь как препятствие на пути некоего «светлого европейского будущего». Любая власть, которой «мешает» вера, как показывает история, готова к самым жестоким действиям по отношению к своему собственному народу».
Говоря о роли раскольнических организаций на Украине, Владимир Легойда подчеркнул:
«Для властей в Киеве раскольники — средство для достижения политических целей. Так называемая ПЦУ в этой картине мира не более чем послушное средство легитимации и разжигания русско-украинской ненависти. Вот недавно они заявили, что поддерживают запрет Украинской православной церкви. Для этого их в свое время и создали».
При этом церковный функционер призвал молиться за верующих и клириков УПЦ. В этом смысле с Украинской Православной Церковью наблюдается сейчас парадоксальная ситуация. Епископат с украинской стороны старается максимально дистанцироваться от РПЦ и России. Россия и ее церковь максимально озабочены гонениями на верующих УПЦ на Украине. Украинская власть, невзирая на дистанцирование Украинской Православной от Русской Православной Церкви, все равно продолжает репрессии в адрес Украинской Церкви.
При этом, что характерно, международные гуманитарные институты так же демонстративно игнорируют проблемы УПЦ. Еще 30 января этого года митрополит Онуфрий (Березовский) обратился в ООН с письмом о дискриминации верующих на Украине, систематических гонениях и дискриминационных законопроектах, которые ставят под вопрос сам факт существования Украинской Православной Церкви. В обращении он в очередной раз подчеркнул, что Украинская Православная является независимой Церковью, члены которой «с оружием в руках защищают свою Родину», а сама УПЦ стоит на патриотических позициях.
Что характерно, за десять дней до этого, 20 января, прошло заседание Совета Безопасности ООН, инициированное российской стороной, где с докладом о гонениях на Украинскую Церковь выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Антоний (Севрюк).
Какого-то внятного и публичного ответа, а, уж тем более, широкой реакции со стороны руководства ООН ни на доклад представителя РПЦ, ни на обращение главы УПЦ пока не последовало. Есть подозрение, что и не последует.
Кажется, кроме РПЦ и России до проблем Украинской Церкви дела никому попросту нет. Но, стоит повториться: Украинская Церковь всячески демонстрирует, что теперь она к РПЦ никакого отношения не имеет. Что не помогает ей избежать систематических гонений примерно никак.
И есть ощущение, что действительную помощь клирикам, мирянам и епископам УПЦ может оказать только сила русского оружия. Но это, как говорится, уже совсем другая история.