Вчера, да отчасти и сегодня ряд СМИ вышли с заголовками вроде «Патриарх Кирилл рассказал, как люди смогут проходить сквозь стены». Отметим только, что слова о прохождении сквозь стены на Вознесение Господне в проповеди действительно звучали, но и проповедь совсем не о том, да и «супер-способности» в этой истории не главное.
Итак, на праздник Вознесения Святейший Патриарх Московский и Всея Руси действительно произнес проповедь, в которой звучали следующие слова: «кто умер, воскреснут со своими телами, а у тех, кто будет жить до последнего момента человеческой истории, изменятся телеса. И это будут уже другие тела — тела реальные, но подобные тому, которым обладал Спаситель после Своего Воскресения. Он вкушал пищу, но вместе с тем мог проходить сквозь стены и мгновенно оказываться в одной или другой точке географического пространства».
Если говорить уж совсем строго, то Патриарх говорит о человеческих телах, «подобных» Христову преображенному телу. Но подобие в христианстве — совсем не значит «равенство». И потому, какие там у воскресших людей будут свойства организма – это в буквальном смысле только Богу и известного. Равно как и то, когда случится это преображение.
Следующий момент заключается в том, что это массовое преображение произойдет уже в самом Конце Времен, после которого и сам мир изменится. Что в свою очередь означает и изменение физических законов реальности. В этом измененном пространстве, по единогласному мнению христианских богословов, не будет, к примеру, такого явления, как энтропия. А это неотъемлемое свойство нынешней физической реальности. Что в этом новом пространстве будет с материей и такой категорией, как время – вообще решительно непонятно. То есть, банально, нельзя говорить о том, что «Патриарх сказал, как люди будут проходить сквозь стены» потому, что ни Патриарх, ни кто-либо из ныне живущих не знает, что такое будут эти самые «стены» в преображенном мире и будут ли они там вообще.
Но в целом, лучше обратиться к началу проповеди и сказать, в чем её смыслы. А это выступление Святейшего начинается с цитаты из апостола Павла: «говорю вам великую тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит; и мертвые восстанут нетленными, и мы изменимся». И это о том, что нынешний мир не вечно будет таким, наполненным смертью, разрушением, тлением и той самой энтропией. Что для мира и для нас все это временные и не очень правильные явления. Следствие грехопадения. Потому, что вслед за падением человека деградировала и реальность. Поскольку в том, изначально непорочном мире павший человек не смог бы выжить. Ряд богословских течений трактует пресловутое «изгнание из райского сада» Адама и Евы именно как такое изменение мира.
При этом и сам праздник Вознесения, если говорить о его метафизическом смысле не только о том, что Христос «свечкой» стартовал на Небо с горы Елеон. А о том, что изменение неизбежно. И изменение это прекрасно. Не только в плане преображения души и ума или духа, но и в плане преображения тела. Поскольку Христос родился в мир «во всем, как человек, кроме греха». То есть, еще и с полностью человеческим телом. Которое и преобразилось, и вознеслось.
Собственно, Вознесение, как «праздник тела» — это ведь тоже крайне важно потому, что «плоть» и «тело» в христианстве это разные, если вообще не противоположные понятия. Где тело, это то, что содержит нашу сущность на материальном плане бытия. А плоть это «прилипшее», «греховное», втиснутое в тело противоестественным образом. Плоть по-гречески – «саркс». Ну, почти, как саркома.
Но с другой стороны, что тогда, что сейчас для очень многих истинное безумие – это проповедь христианства о материальном, телесном воскресении из мертвых. Даже апостолы не поверили Христу, когда он пришел к ним в теле, о чем, к слову, в своей проповеди говорит Патриарх, но что снова мало кто заметил: «Он понимает: первая мысль, которая возникнет у учеников, что это дух умершего к ним пришел. И Господь говорит: нет, Я не дух; и в доказательство Своих слов спрашивает: а есть ли у вас что-то съестное? Они дают Ему сотовый мед и несколько рыбок, и Господь вкушает перед ними».
То есть, Бог показал и Воскресением, и Вознесением, что человеческое тело, да и природа человеческая получила через Него искупление. Собственно, об этом и христианство в целом, и нынешняя проповедь Патриарха в частности. А еще о том, что уже сейчас, даже будучи пока бренными и поврежденными, мы все равно должны понимать, что нынешняя наша жизнь – это «предбанник перед вечностью», краткая подготовка к ней, когда вечность уже стучит в наши двери.
А начет прохождения сквозь стены и нахождения в двух географических точках одновременно – это и сейчас не новость и не чудо. Сквозь стены – это к Дэвиду Копперфильду, а про два места одновременно – это к любому злостному алиментщику, который вроде бы и есть, но одновременно его как бы и нет.
Все же Вознесение Христово – это совсем про другое.