И пусть новогодние праздники закончились, но в конце концов, не ими едиными полнятся красные дни календаря. Да и ломать голову о том, что можно/нужно подарить знакомому, скажем, музыканту (как внезапно завернул тему в музыкальной-то колонке, а?), даже без повода, приходится куда чаще, чем раз в год.
Как и в любом деле, сопутствующие этому делу девайсы подразумевают кучу нюансов, вполне очевидных для тех, кто «в теме» и совершенно, порою, непонятных для всех остальных.
Поскольку в одной статье охватить все направления музыкальной деятельности не представляется возможным, начнём пока что с тех, чьё увлечение по статистике является самым массовым в современном мире. С гитаристов.
И первым, казалось бы, самым очевидным было бы подарить гитаристу гитару! Но тут начинают буквально сразу же проявляться те самые нюансы. Дело в том, что даже если поверхностно вникать в вопрос покупки инструмента, прочитав, скажем, ЭТУ нашу статью, то становится ясно — покупка гитары вопрос весьма сложный и попасть впросак совершенно немудрено. Тут и форма, и размер, и материалы, и цена, в конце концов! Поэтому первоначально коснёмся… как бы это сказать… не таких дорогих и сложных категорий товаров/подарков.
1. Первое место в качестве нужного подарка по праву занимают струны (кстати, вот ТУТ можно прочитать про историю их возникновения)! И нюанс тут ровно один (если не брать во внимание ценообразование) — это надо точно знать на каких струнах играет гитарист. И речь даже не о производителе (хотя, и это важно!), а о калибре и материале из которого они сделаны. Бесполезно, скажем, гитаристу играющему на классической гитаре какое-нибудь фламенко или романсы дарить металлические струны. Классическая гитара не рассчитана на такое мощное натяжение, какое приходится развивать, чтобы металлические струны пришли в рабочее состояние. Поэтому, поставить на классическую гитару металлические струны технически можно, но это чревато деформацией грифа с верхней декой или даже отрывом «подставки» для струн. На классическую гитару — ставятся только нейлоновые струны! Обратным образом, на электрогитары ставятся только металлические струны, поскольку вся суть электрогитары — колебание в магнитном поле звукоснимателя струны с металлическим сердечником. Таким образом, спросив ли напрямую, увидев ли случайно упаковку от используемых в сей момент струн или просто уже давно зная, можно спокойно подобрать подарок в виде пачки струн. Для гитариста это всегда актуальный подарок, поскольку, пусть это и будет для многих открытием, но струны — это расходный материал, поскольку они имеют склонность растягиваться, теряя все свои красиво звучащие тембры и вообще механически изнашиваться. Цена вопроса — 500 — 1500 р. (для бас-гитаристов — 900-3000 р.)
1.1 В качестве дополнительного аксессуара к первому пункту, может быть такое устройство, как вертушка для струн. Простое изобретение, помогающее быстрее крутить колок гитары, чтобы разматывать и снимать старые струны и наматывать уже новые. Стоимость такой вертушки — от 50 до 300 р. К такому же дополнительному «помогатору» относятся и специальные бокорезы-кусачки для удаления излишков торчащих у грифа струн. Но этот инструмент — на любителя, поскольку подойдут абсолютно любые инструментальные кусачки, а в критический момент всегда можно просто завернуть торчащие струны «колечком» или, рискуя выколоть себе глаза, оставить болтаться как есть. Стоит подобный инструмент от 300 до 500 р. Есть даже «походные» наборы, в которых присутствует всё необходимое для ухода за гитарой: уже упомянутые кусачки, вертушка, бархотка, полироль для деки и грифа, а так же несколько отвёрток и шестигранников. Но о них будет сказано чуть ниже. Цены на подобный набор колеблются от 1500 до 3000 р.
2. На втором месте заслуженно находится медиатор — пластинка, которую гитарист держит пальцами и которыми цепляет за струны. И какие же нюансы могут быть в этом «лепестке»? Основные параметры медиатора — жёсткость (зависит от толщины), материал и форма. Все эти три пункта очень связаны друг с другом и сильно влияют на конечный результат.
Начнём с формы — тут их довольно большое количество и зависит исключительно от привычки играющего. Традиционная форма медиатора — лепесток цветка (хотя многим чудится «сердечко»), размер которого сопоставим с пятирублёвой монетой. На втором месте — «треугольники». Остальные формы имеют место быть, но из разряда «на любителя» и не так распространены.
Материал из которого делают медиаторы можно охарактеризовать строчкой из песни группы «Гражданская оборона» — «…Пластмассовый мир победил!…». Конечно же довольно много гитаристов играет металлическими медиаторами, или даже медиаторами сделанными из специально обработанной кости, но самый распространённый, доступный по цене и простой в производстве — медиатор пластиковый. Состав пластика может быть от «похоже на капрон» до «как будто камень», различных расцветок, гладкие, с противоскользящим напылением, с выемкой для удобного хвата пальцами и т.д.
Толщина так же может быть разной, что делает медиатор мягче/гибче, а это очень важно для звукоизвлечения! Ведь кому-то достаточно просто «чесать» аккордами, а другому просто жизненно необходимо «высекать искру» со скоростью света. И в первом случае больше подойдёт тонкий и мягкий медиатор, а во втором — более толстый и откровенно твёрдый экземпляр.
Но как быть, если дарящий не уверен, играет ли гитарист пальцами или медиатором, а так же нет уверенности, что удастся узнать предпочтения одариваемого? И тут можно выйти из положения, купив красивый медиатор или набор медиаторов, например, с изображением «Битлов» или логотипом «Металлики». Цена вопроса — 50 — 600 р. в зависимости от единовременно покупаемого количества.
2.2 В качестве дополнений к п.2 всегда можно подарить дополнительно, а то и сразу насыпав даримые медиаторы, коробочку для медиаторов, чтобы гитарист не раскидывал и не рассовывал медиаторы где попало, а хранил их в одном месте. Оформление коробочек может быт совершенно разным — от однотонного с надписью брэнда, до всё так же изображения логотипов любимых групп или каких-нибудь скелетов/драконов/восточных узоров.
Ещё довольно популярны холдеры (держатели) медиаторов. Их глобально можно разделить на два вида: те, что крепятся к инструменту и те, что крепятся к микрофонной стойке. Назначение этого приспособления — удерживать медиаторы, пока гитаристу не понадобится ими поиграть, но при этом чтобы гитарист не искал, куда он их засунул. Или, как вариант, всегда иметь подстраховку, когда выронив медиатор из пальцев, не ползать по сцене и не искать его, а выхватить из привычного места запасной в нужный момент.
3. Ремень для гитары — один из самых демократичных подарков. Конечно, необходимо опять держать в уме тот вид гитары, на котором играет гитарист. Самое глобальное отличие, чаще всего, между классической гитарой и прочими видами. Один из распространённых вариантов ремня для классической гитары, это когда он крепится за края резонаторного отверстия (Автор этой статьи считает этот способ крепления мягко говоря — ужасным. Одну из важных основ звучания инструмента составляет звучание именно верхней деки гитары, куда крепятся струны и где находится отверстие. Но многие классические гитаристы, крепя таким образом ремень, просто добровольно «душат» звучание инструмента. Зачем? Так исторически сложилось!). У большинства гитар и электро-гитар остальных конструкций ремень одним концом крепится к «пуговице» в нижней части инструмента, а второй конец либо привязывается к голове грифа (что тоже спорно с инженерной точки зрения), либо ко второй «пуговице», находящейся на деке в районе примыкания грифа. Сами ремни могут быть абсолютно разного внешнего вида и ориентируясь на него можно подарить гитаристу ремень любой подходящей расцветки, исходя из его музыкальных предпочтений. Брутальному хард-рокеру или металлисту возможно подойдёт широкий кожаный ремень с заклёпками, поклоннику глэма — отороченный разноцветным искусственным мехом, хиппи — радужной расцветки, любителю русского рока — сочетание красного на чёрном, а для блюзмена можно найти или даже сшить самостоятельно что-нибудь в стиле «потёртых старых джинсов» — выбор просто огромен. Важно помнить, что место крепления ремня к гитаре должно быть дополнительно усилено прошивкой или вставкой из плотного материала (натуральная или искусственная кожа, плотная ткань). Цена вопроса — 300 — 5000 р.
3.1 К гитарным ремням тоже есть такой важный и нужный аксессуар, как «Стреплоки». Происхождение столь странного русскому уху названия, как всегда — английское. «Strap» — ремень, «Lock» — замок. Проблема соскакивания ремня с инструмента — довольно распространённая, особенно когда дело касается «выплеска эмоций, активно переходящих к скаканию на сцене, а то и в акробатические кульбиты с инструментом». Конструктивно это выглядит так: одна часть стреплока ставится взамен штатного держателя ремня-пуговицы, а вторая прочно закрепляется на отверстии самого ремня. После «застёгивания», случайным образом ремень от гитары можно оторвать только «с мясом». Либо расстегнуть замок и снять ремень уже более привычным способом. Но существует и более бюджетный способ избежать подобной проблемы — силиконовое кольцо, которое не даёт соскочить ремню. Одевается всё на ту же «пуговицу» поверх уже надетого ремня. Дёшево (50-100 р. за пару) и эффективно. Но, возможно, не так красиво, как полноценные металлические стреплоки (600 — 4000 р.).
4. Тюнер для гитары. Тоже «завсегдашный» подарочный хит. Несомненно, сейчас практически в каждый смартфон можно скачать мобильное приложение, которое позволяет даже не разбираясь в нотах и не имея слуха, пользуясь указаниями на экране настроить гитару, мандолину, скрипку, укулеле или даже пианино! Но этот вариант больше подходит для спокойной обстановки, скажем, музыкального занятия или домашнего музицирования. Но в концертных условиях, где чаще всего всё нервно, быстро, неожиданно и где нет ни места, ни времени спокойному уединению и настройке — спасают более специализированные устройства — тюнеры (tuning – настраивать англ.). Более профессиональное исполнение этого устройства — в виде напольной педали (гитарные педали эффектов — это тема отдельной большой статьи) с ярким дисплеем, который хорошо виден в полутьме сцены. Но не смотря на точность, чувствительность и в целом надёжность исполнения, цены на такие тюнеры довольно высоки — 2000 — 10000 р. Наибольшей популярностью пользуются так называемые тюнеры-прищепки, которые надеваются на голову грифа гитары и буквально сразу готовы помогать в настройке инструмента, подсказывая гитаристу в какую сторону крутить колки. Размеры таких тюнеров колеблются от «со спичечный коробок» до «ничего не разглядеть — такое всё маленькое». Тут следует со всей ответственностью подходить к выбору, чтобы было и удобно, и функционально и по карману. Иногда в продаже можно встретить модели тюнеров со встроенным метрономом — для оттачивания ровности игры гитариста. Но такой симбиоз довольно редкий и подходит именно для обучающихся или тренирующихся, а не для выступающих музыкантов. Цена вопроса 300-1000 р.
Ну, и вскользь рассмотрим другие, более дорогие или более спорные подарки для гитариста.
Полироль для гитары. Специальная жидкость для ухода за лакокрасочным покрытием инструмента. Часто идёт в наборе со специальной тряпочкой-бархоткой и с «пропиткой для накладки грифа», бывает, входит в набор из пункта 1.1. Но ввиду откровенно завышенной цены этот вид товаров, является малодаримым подарком. Подразумевается, что гитарист сам решит нужно ему это или нет, да и неправильно подобранная полироль может повредить покрытие инструмента.
«Заглушка» для электро-акустической гитары. Проблема «обратной связи» (или возникающего «свиста» и «гудения») на сцене у акустических гитар, имеющих на борту электронику для «снятия» и усиления звука — не нова. Помимо профессиональной работы звукорежиссёра, проблему частично можно решить, аккуратным образом закрыв резонаторное отверстие не в ущерб резонаторным свойствам верхней деки. И вот для этого и выпускают своеобразные «затычки». Они могут быть сделаны из безликой толстой чёрной резины или наоборот, быть практически произведением искусства, поскольку сделаны из шпона дорогих пород дерева и украшены изысканной авторской резьбой. Но эти заглушки бесполезны для гитар без встроенной электроники, которые не используют на сцене или используют, но для съёма звука применяют специальный инструментальный микрофон. Цена вопроса — 300 — 2000 р.
Чехол/кейс для гитары. Тут надо элементарно понимать, нужен ли этот важный аксессуар гитаристу. Ведь одно дело, когда инструмент не выносится из дома и висит на стене/лежит в шкафу, а другое дело, когда совершает частые перемещения в музыкальную школу, на природу к костру или в концертный тур. Важно понимать, что простой матерчатый недорогой (600 — 2000 р.) чехол наверняка защитит от пыли и осадков, но не спасёт от последствий серьёзных механических повреждений (падений, ударов). Дорогой крепкий кейс спасает практически от всего: перепады температуры и влажности, механические воздействия, грязь. Но чаще всего это громоздкий ящик немалого веса, сделанный из толстого пластика или фанеры, крайне неудобный для носки и стоящий немалых денег (8000-30000 р.), но для гастрольных перемещений на разного вида транспорте — лучшего варианта для сохранности инструмента не найти. «Промежуточные» варианты в виде полужёстких кейсов (крепкий формованный пенопласт обтянутый непромокаемой тканью) или утеплённых-укреплённых чехлов, пожалуй являются самыми оптимальными вариантами по соотношению цена/качество (5000-12000р.), поскольку полноценно справляются с защитой инструмента (кроме, разве что авиа-перевозок) и не отягощают плечи гитариста лишним весом, а карман деньгами (хе-хе). Дарителю важно узнать какой модели/разновидности гитара у музыканта, чтобы не подарить что-то неподходящее по параметрам и размерам.
Эта статья приближает обычных людей к пониманию феномена гитаризма и призвана помочь в ситуации выбора подарка как в сложных и неожиданных, так и в неспешных и полных к пониманию ситуациях любых праздников.
Если вам интересны статьи на музыкальные темы на страницах Сенсаций.нет — не стесняйтесь оставлять лайки, писать комментарии в социальных сетях!