Бывший игумен РПЦ Николай Романов, отлученный от церкви и осужденный за экстремизм, написал прошение о помиловании президенту Владимиру Путину. В сектоведческой среде это прошение было воспринято со скепсисом. О том, почему религиоведы опасаются преждевременного выхода Романова из тюрьмы и что настораживает в самом тексте этого письма, читайте в материале «Сенсаций.Нет».
Бывший православный и бывший игумен Николай Романов (Сергий), извергнутый из сана и осенью 2020 года отлученный от церкви, написал прошение о помиловании на имя президента России Владимира Путина.
Стоит напомнить, что Романов фактически организовал псевдоправославный гуруический культ имени себя на базе Среднеуральского женского монастыря, в котором долгое время был духовником. Характерными особенностями этой общины стали отрицание опасности коронавирусной пандемии и, напротив, истории про «чипирование» через вакцину от болезни. Также он высыпал с резкой критикой как священноначалия РПЦ, так и государственной власти России, называя президента РФ «антихристом». Позиционировал себя, как абсолютного духовного лидера, осуществлял нечто, что сам называл «изгнанием бесов» сразу из всех прихожан. Также Романов фактически организовал то, что в сектоведческой среде называется «младостарческий культ».
Вполне естественно, что в какой-то момент на него обратили внимание церковные власти сначала Екатеринбургской митрополии, а потом уже и Московской патриархии. Романов, в свою очередь, увещеваниям со стороны священноначалия не поддался. Дело дошло до Церковного суда — итог был «немного предсказуем», но не совсем.
Дело в том, что не признав решение суда РПЦ, Романов фактически захватил Среднеуральский монастырь в свою власть, призвав туда своих сторонников. Обитель в итоге российским правоохранителям пришлось брать штурмом.
А дальше уже в дело вступил вполне себе светский суд Российской Федерации, согласно решениям которого гражданин Романов был признан виновным в целом «букете» весьма примечательных статей: самоуправство, склонение к самоубийству, нарушение права на свободу совести и вероисповедания. А затем и в разжигании ненависти по национальному и религиозному признаку.
Как пишет сам Романов в своем прошении о помиловании, после ряда апелляций судом ему был снижен срок наказания до 6 лет 11 месяцев. И на текущий момент он отсидел уже 4 года и 10 месяцев.
По формальным признакам такое прошение он имеет полное право подать. И даже помилование получить. Но в профильной религиоведческой среде это событие и перспективы его развития получили резко негативную оценку. Так, руководитель лаборатории деструктологии МГЛУ Роман Силантьев, ознакомившись с текстом письма бывшего игумена, заключил:
«Если его сейчас выпустить на свободу, он опять будет воссоздавать свою секту, опять начнет бороться с жидомасонами, с президентом, со штрихкодами и вся история повторится по-новой. Не надо нам таких историй. Такие люди неисправимы, и чем дольше они будут в местах лишения свободы, тем безопаснее для нашего общества».
Причиной настолько резкой реакции (и Силантьев в ней далеко не одинок) служит то, что даже в этом письме Романова есть очень сомнительные с точки зрения достоверности тезисы. При том буквально с первых строчек.
Так, начиная свое прошение он пишет:
«Уважаемый Владимир Владимирович! Обращаюсь к Вам с благословения старца святой Горы Афон Гавриила Карейского…».
Давайте еще раз вспомним, что Романов не только был извержен из сана, но и отлучен от церкви. Акт отлучения, конечно, не безвозвратный. Человек через активное покаяние и выполнение назначенной ему епитимьи может в лоно церкви вернуться. Романов здесь — не исключение. Однако никаких новостей о том, что им такое прошение в Церковный суд было направлено и что он принес деятельное покаяние – нет.
А теперь давайте вспомним, что предполагает статус анафемы для отлученного от Церкви. Магистр богословия, игумен Нектарий (Морозов) отмечает следующее:
«Никто из верных не должен вступать с подвергшимся полному отлучению в какое бы то ни было религиозное общение, а клирикам предписывается воздерживаться и от общения частного… Он (отлученный от церкви) не может совершать общие молитвы с верными, не может участвовать ни в каких церковных богослужениях, невозможным становится совершение над ним каких бы то ни было таинств или церковных обрядов».
И здесь возникает вопрос, о каком «благословении» может в принципе идти речь? Тем более от некоего «афонского старца»?
К слову, Гавриил Карейский – личность тоже весьма примечательная. Каких-то биографических сведений о нем крайне мало. Но, скорее всего, это все же реальный человек, при этом крайне негативно относящийся к расколам и ересям, если судить по его текстам и интервью, которые периодически публикуют российские православные СМИ.
Впрочем, в околоправославных кругах вокруг персоны Гавриила Карейского сложилась какая-то нездоровая мифология, которая вызывает беспокойство. Периодически ему приписывают высказывания, которых он явно не делал и сделать не мог. Например, о грядущей Третьей мировой и конце света.
Применительно к истории с Романовым возможны два варианта. Первый – это банальная ложь автора прошения о помиловании. Второй – «доброжелатели» Романова просто сфабриковали письмо монаха Гавриила Карейского с «благословением», а бывший игумен и рад был поверить.
Еще один момент, который вызывает большие сомнения — это обещание Романова после выхода из мест заключения уйти в тень. Он об этом пишет следующим образом:
«После освобождения по любым основаниям буду вести тихую жизнь пенсионера».
Простите, но в случае с гуру тоталитарных культов так не бывает. Даже если вообразить, что человека исправила тюрьма и он одумался и осознал, что вытворял до заключения — у таких «королей» всегда «есть свита». Найдутся люди, которые снова поднимут его «на стяг», и он снова воленс-ноленс станет гуру. Не стоит исключать здесь и личные амбиции. Человек, который ранее был духовником огромного монастыря, стоил храмы по всей епархии теперь оказался вообще вне юрисдикции РПЦ. В лучшем случае через покаяние он сможет вернуть себе статус православного мирянина. Но удовлетворится ли он таким статусом? Повторимся, в этом есть большие сомнения.
Безотносительно помилования, Романову осталось пребывать в заключении чуть больше двух лет. Это сравнительно немного. Понятно, что даже если Романова не помилует Путин, через эти два года в России может появиться новый младостарческий культ. Но в данном контексте данный срок это очень ценное время. У нас в стране и так хватает разного рода сомнительных общин и организаций. Зачем стимулировать ускоренное появление еще одной?