Накрывшая мир эпидемия коронавируса и сопутствующие меры в виде самоизоляции навсегда изменили положение современных артистов. И речь не об недавнем удивлённо-недоумённом вое господина Тарзана или продюсере Иосифе Пригожине , а о всех процессах как таковых “до” и “после” карантина. Об этом — в колонке нашего музыкального автора Василия Виноградова.
Что из себя представляет концерт? Давайте не будем притворяться, что никто не догадывается, насколько это непросто организовать какой бы то ни было концерт. Все эти рекламы, аренды, звук, свет и т.д. Но как бы ни был сложен, а порою даже опасен труд осветителей, звукооператоров, охранников, но концерт никогда не состоится без крепкого тандема — артиста и зрителя.
Казалось бы, что поменялось? Вот он зритель, вот он артист, а между ними, как это принято орать на каждом (даже виртуальном) углу, “волшебная сила интернета, где все равны в возможностях!”. Это же просто! Достаточно наладить контакт зрителя с артистом — и никаких посредников не надо!
Но довольно взрыва эмоций. Что же на самом деле? Ещё в начале карантина музыканты в первую очередь стройными рядами ломанулись организовывать “назло карантину” онлайн-концерты. Было это в едином порыве и воспринималось исключительно положительно. Более того — так оно и было. Разной степени качества трансляции заполонили и продолжают заполнять интернет-пространство до сих пор, но тенденция такова, что каждый день раз за разом дарит один и тот же вопрос: а не войдёт ли это в обыденность, когда концерты только в “онлайне”?…
Нет, ну что тут говорить — были же раньше и теле-эфиры, и радио-концерты и, в угоду новым возможностям, интерактивные “стримы” музыкальных перфомансов. Но всё равно это было в качестве дополнения к “нормальным” концертам. А сейчас “нормальных”-то концертов и нет. НИ-У-КО-ГО. ВООБЩЕ.
Но вновь прочь лишние эмоции! Как обычно, давайте разберём все “за” и “против”.
Итак, плюсы:
- Зрителю крайне удобно сидеть в привычной обстановке и попутно окружая себя сопутствующими удовольствиями (еда, выпивка… любимые люди, наконец) и внимать творчеству любимого артиста.
- Артисту крайне удобно доносить своё творчество из “студии” (условного оборудованного места для трансляций концертов) не беспокоясь ни о “прокачке” чаще сомнительной акустики концертных клубов.
- Общий план, крупный план, вид сверху и бас-барабан изнутри — каких только ракурсов не выхватывают видеооператоры в угоду телезрителю, куда ему в обычной жизни не улыбнётся попасть в принципе никогда.
- Не посмотрев прямую трансляцию, всегда можно потом найти её в записи и насладиться в удобный момент.
- А вот и минусы:
- Не смотря на вседоступность множества мобильных гаджетов, красивую картинку и крутой звук “нарулить” не так и просто. Всё-таки профессионалы делают это лучше, но эти же профессионалы стоят вполне ощутимых денег. Поэтому нередко онлайн-концерты представляют собой мыльную картинку с вырвиглазного ракурса (зато “Фулл Эйч Ди”!) с чуть похрипывающим звуком, где артист между песнями дежурно машет пластиковой карточкой с цифрами счёта, куда надо перечислять донат.
- Оказывается, что общаться в реале с публикой в зале — это одно (см. Аплодисменты, Пение хором, Танцы), а онлайн — это совершенно другое. Какие овации? Вот тебе цифра смотрящих пользователей, вот тебе анимированные лайки, вот тебе иногда даже умные вопросы разборчивым шрифтом. Статистика — круто, но… Но что-то не то, да? Вспомним хотя бы небезызвестную группу “Gorky Park”, выступление которой на благотворительном фестивале “Live Aid” в конце восьмидесятых посмотрело около миллиарда (!) человек — и это до изобретения интернета. И что? Сколько человек в сравнении с тем миллиардом посмотревших вспоминает это сейчас? Как это может заменить совместные прыганья-объятья с незнакомыми, но такими близкими тебе по духу людьми в едином порыве кричащими “Москоу колллин!!!!!”?
Надо понимать, что трансляция информации тем или иным способом сама по себе ничего не даёт. Важно лишь количество вовлечённых людей, которые в свою очередь будучи уже вовлечёнными могут вести себя кардинально по-разному. Потому и условный “Первый канал” до сих пор имеет серьёзные позиции — его смотрят (может и всего лишь по привычке, но в данном контексте это не важно) просто огромное количество народа по сравнению с каким-то “свободным и независимым чуваком с гитарой, поющим свои песни”. Так что правила шоу-бизнеса не изменились совершенно никак. Есть популярность — есть и зрители. Нет популярности — на тебе цифру “0” в количестве просмотров.
Значит ли это, что онлайн-концерты и спектакли не надо проводить? Нет, не значит. Надо. Ещё и как, но только в качестве временной меры или в дополнение к обычной “человеческой” концертной деятельности.
Проскальзывают некие параллели со столь неоднозначным “дистанционным образованием”, не находите ли? И вот эти самые онлайн-концерты это вот оно. Даже классическое заочное образование включает в себя учебные сессии минимум дважды в год, на которых общение-обучение идёт с живыми преподавателями без каких-либо “сетевых экранов” между людьми. Да что там — даже для детей, находящихся на домашнем семейном обучении, обязывают проходить аттестацию знаний перед учительской комиссией. Другими словами — человеческий контакт может быть минимизирован ввиду каких-то жизненных принципов, убеждений и обстоятельств. Но переводя это в плоскость тематики данной статьи — ты можешь отрываться на концертах еженедельно. Просчитывать их посещение ввиду, скажем, жизненной занятости раз в месяц. Или копить на трёхдневный заезд в вип-зону того же “Нашествия”, но факт остаётся фактом — побывав несколько раз на пусть даже рядовом концерте любимого исполнителя, этому самому побывавшему уже не придётся объяснять, почему “живьём” — это потому и “живьём”, что от слова ЖИЗНЬ.
В качестве иллюстраций используются фотографии с музыкального фестиваля «Добрый Рок» (г.Псков). Смысл любого концерта — это совместные эмоции вместе с музыкой. Просто музыку можно и дома послушать, а безосновательные эмоции — это удел, наверное, вообще психиатрии. И вот на этих фотографиях с «Добророка» хочется показать эти самые эмоции совершенно разных людей в едином порыве собравшихся в одно время и в одном месте.