Что общего у Кирилла Немоляева и Александра Пушного? Какое отношение Людвиг Ван Бетховен имеет к бывшему вокалисту Stray Cats? Могут ли музыканты шутить ничего не опошляя? Об этом мы узнаем из колонки нашего постоянного автора Василия Виноградова.
От редакции: Тема, поднятая сегодня в колонке нашего постоянного автора Василия Виноградова, поистине, неисчерпаема. Только пока читали, на ум приходило масса примеров от незабвенного Кирилла Немоляева и его «Бони НеМ» до несравненных финнов Waltari. А когда послушали, то вспомнили и про The Beatles и про почившего ныне МС Вспышкина и про наш же подкаст «Очень смешная музыка», вышедший, как сегодня кажется, уже в прошлой жизни. Отсюда и заголовок
Василий Виноградов: Эпидемия коронавируса, а также меры, которые последовали за этим, породил анекдот: “Вот сейчас эта самоизоляция и покажет, кто действительно интроверт, а кто просто выделывается!”.
Приведённый выше пример шутки, если разобраться, даёт идеальную формулу успеха в этом деле: юмор должен быть свежим и понятным абсолютному большинству. На ум сразу же приходят стендап-юмористы из одного оформленного в красных тонах телевизионного шоу, выходящего на канале, аббревиатура которого состоит из трёх букв, которые, в свою очередь, частично совпадают. Но там “ширина охвата”, не то чтобы всегда, но в большинстве случаев достигается шутками “ниже пояса”. Есть и весьма успешные номера другого плана, но они лишь подчёркивают, что является основной канвой этой популярной юмористической телепрограммы.
А вот интересно, есть ли другие варианты подхода к удачным шуткам? Если убрать совсем уж гиблые варианты типа “действительно не смешно”, то упрёшься в понятие “специфический юмор”. Приверженцы любого из этих направлений иногда составляют довольно большое сообщество, а часть шуток легко понятна людям “со стороны”.
Да, мы все знаем анекдоты про “студентов”, “ментов”, “армянское радио” и даже “солдатский юмор” и у каждого из нас наверняка найдётся несколько историй в запасе для озвучивания в дружеских компаниях, где эти короткие мифически-былинные истории наверняка найдут искренний отклик.
Но вы же помните, что читаете сейчас музыкальную колонку? Вот и тема сегодня — музыкальный юмор. Увы, для многих, здесь не будет шуток уровня “сколько нужно бас-гитаристов, чтобы вкрутить лампочку?” или КВНовские перепевки известных песен с сиюминутно возможно смешным переделанным текстом. Сегодня попытка показать, конечно же специфический, но всё же понятный многим юмор, смысл которого, возможно, и не так лёгок в восприятии, как анекдот про “Колобок повесился”, но при этом доставляет не меньше удовольствия, если пораскинуть мозгами и понять, что к чему.
Довольно часто применяемый приём — спеть известную песню в неожиданном стиле. В конечном итоге всё сводится к “Ух, ты! Неожиданно! Вот, как оказывается можно!”. В данном случае удовольствие состоит в теплоте от воспоминания оригинального звучания и восторге\удивлении от нового прочтения знакомого музыкального произведения. Существует множество комбинаций, когда известные поп-произведения играются в фанк-аранжировках в духе студии Мотаун (ударение на втором слоге) 60-х гг. ХХ в., но пользуясь служебным положением автор этой статьи поставит следующий видеоролик (угадайте почему, хе-хе). Да и полярные жанры всегда лучше “заходят” на контрасте.
Неоднократно используемый и не менее популярный приём — скрещивание нескольких музыкальных стилей внутри одного почти известного музыкального произведения. В случае с творчеством Брайана Сетцера ход откровенно беспроигрышный. Фонтанирующий энергией 61-летний звезда рокабилли сам по себе делает из каждого концерта-позитивное шоу (и тут не важно, в составе ли трио или с оркестром из 20 человек), но замахнуться на “святое” — на классическую музыку? Вот вам всем сомневающимся полное рок-н-ролла прочтение произведение Людвига Вана Бетховена! Такой го веселья Сетцер записал аж целый альбом, где помимо вполне ожидаемых Моцарта, Штрауса и Мендельсона с Вагнером, есть даже “Танец с Саблями” Хачатуряна. Пётр Ильич Чайковский, к слову, тоже присутствует.
А вот вам жанр юморески в основу которой возможно, но это не точно положены реальные события с группой Blue Ouster Cult во время одной из студийных сессий по записи новой песни. Актёры Уилл Феррелл и Кристофер Уокен замечательно смещают акценты с привычных музыкальных инструментов, проезжаются по стереотипному восприятию слова “продюсер”, да и одна только фраза “исследуй пространство” делает этот коротенький ролик просто эталоном того, что принято считать музыкальным юмором.
А вот более сложный пример специфического, вроде бы, музыкального юмора. Стиль повествования можно охарактеризовать, как “задорнов”. Т.е. центральный персонаж практически беспристрастно и без какой-либо актёрской игры что-то рассказывает, но при этом вповалку от смеха корчатся люди в студии, а так же зрители уже по эту сторону экрана. Возможно, в этом номере уровень погружения должен быть чуть выше, чем у приведённых выше примеров, но… но это и вправду смешно.
И дабы не было обвинений в том, что большая часть текста посвящена “всякой там иностранщине”, приводим в пример совсем свежее видео с виртуозом рояля Денисом Мацуевым и виртуозом шуток — Иваном Ургантом. Вероятно это безоговорочно тот самый случай, когда комментарии излишни даже для людей бесконечно далёких от музыки.
В заключении статьи хочется, чтобы позитива в нашей нелёгкой жизни было побольше и вот для ознакомления с музыкальным юмором, дабы этот позитив лишний раз заиметь, как раз подходит эта статья. Возможно у читателей есть свои примеры музыкального юмора — не лишним будет “занести” их в комментарии к этой статье. Для коллекции. Хорошего же юмора должно быть много!