Вселенский патриарх отметил Рождество по юлианскому календарю с русской общиной Стамбула. Это породило слухи о том, что глава Константинопольского патриархата может таким образом намекать на желание примирения с РПЦ. Однако, кажется, речь идет о банальном прозелитизме и попытке сформировать на территории России свою «подпольную» и «альтернативную церковь». О том, как клирики Вселенского патриархата и люди, работающие на иезуитские структуры, пытаются создать в России «неформальные антивоенные общины», читайте в материале «Сенсаций.Нет».
Внезапно, вселенский патриарх Варфоломей в этом году отпраздновал Рождество 7 января (то есть, по юлианскому календарю) вместе с русскоязычной общиной в стамбульском храме апостола Андрея Первозванного.
Тут стоит напомнить, что с 1923 года Вселенский патриархат и еще ряд Поместных Православных Церквей живут по так называемому «ново-юлианскому календарю», в рамках которого Рождество у них приходится на 25 декабря, то есть, тогда же, когда и у католиков и протестантов.
Жест Варфоломея в этом смысле стал трактоваться в российских социальных сетях и определённой части православного сообщества, как «намек на примирение» Вселенского патриархата и Русской Православной Церкви, которые прекратили евхаристическое и молитвенное общение (то есть находятся фактически в состоянии раскола) с 2018 года. Разрыв этот произошел после того, как Вселенский патриархат даровал томос об автокефалии так называемой «православной церкви Украины» (ПЦУ). Об этих события «Сенсаций.Нет» ранее писали подробно.
Впрочем, кажется, что такой разовый переход на «старый стиль» со стороны Вселенского Патриарха – это не «шаг навстречу», а достаточно неуклюжая попытка прозелитизма (буквально переманивания к себе) в отношении прихожан Русской Православной Церкви.
Говорить об этом можно с достаточной долей уверенности в силу того, что 25 декабря 2024 года, то есть, аккурат, когда Вселенский Патриархат отмечает Рождество, в издании The Moscow Times* появилось так называемое «Рождественское обращение к друзьям» за подписью семерых авторов, пятеро из которых являются клириками как раз Вселенского патриархата. Двое из этих пятерых, Алексий Уминский и Андрей Кордочкин имели большие проблемы с Русской Церковью. Первый был лишен сана, второй – запрещен в служении, но перейдя в юрисдикцию Константинополя фактически сам себя сана в РПЦ лишил.
Впрочем, все авторы письма – люди весьма «интересные», о чем чуть ниже. Пока же стоит сказать об основной мысли этого послания. Письмо призывает всех, кто в православной среде «против войны», собирать некие неформальные малые и большие группы, хотя бы и на дому, и заниматься некоей то ли молитвенной, то ли и политической деятельностью:
«Мы хотим напомнить: когда вам тяжело, ищите не столько церковное здание или структуру, сколько друг друга… В годовщины убийств всех, пострадавших за правду, и в дни памяти других жертв несправедливости и государственного насилия мы приглашаем вас молиться о мире, о жертвах войн, о политических заключенных, о невинно осужденных. И это тоже будет нашей общей молитвой».
Глава Российской Ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), профессор Александр Дворкин сделал подробный анализ этого послания и пришел к следующим выводам:
«Авторы (послания) вполне осознанно предлагают православным христианам нашей страны, ввиду невозможности причащаться в храмах, где служат «сторонники войны» или куда ходят «сторонники войны», создавать новые церковные структуры.
В домашние группы следует впускать только политических единомышленников. То есть, приглашать туда новых членов лишь после тщательного отбора и проверок – а то вдруг среди них окажется скрытый «сторонник войны». И это и станет критерием – как отличать истинных христиан от прочих – не по исповеданию веры, не по церковной жизни, не по делам милосердия, а лишь по тому, поддерживают ли они политическую программу авторов.
Это только для сторонников войны, уверяют они, «там, где место Слова занимает идеология, единство невозможно». А вот там, где место Слова занимает наша идеология, единство делается более, чем возможным».
С религиозной точки зрения, о чем пишет Дворкин, это экклезиологическая ересь, то есть создание некоей «альтернативной церкви», которая принципиально не будет отождествляться с Церковью канонической.
При этом формироваться данные сообщества будут из прихожан именно канонической РПЦ. А дистанционно «духовно окормляться» они будут, по всей видимости, именно клириками Константинопольского патриархата. Собственно, это и называется прозелитизмом.
Но есть в этой истории и политический аспект. Если отбросить всю лирику, то авторы письма со страниц «нежелательного» в России СМИ агитируют за создание неких полуподпольных ячеек с весьма четкой политической ориентацией, явно недружественной по отношению к России и российскому государству. Да еще и на религиозной почве.
Тут прямо временами «холодной войны» пахнуло. Ну, а если говорить про подпольные религиозно-политические ячейки с изрядной тягой к экстремизму, то получаются на выходе какие-то «православные ваххабиты».
И, как говорится, чтобы окончательно «добить» эту тему, укажем, что первым в числе подписантов «Рождественского обращения» стоит имя Сергея Чапнина. Человека, который еще в 2013 году вышел из всех церковных структур РПЦ, в которых состоял, релоцировался в Европу, а сейчас работает старшим научным сотрудником Центра православных исследований Фордэмского университета.
Про этот университет из открытых источников мы узнаем следующее:
«Университет был основан Нью-йоркской епархией Римско-католической церкви в 1841 году как Колледж Св. Иоанна (англ. St. John’s College). Немного погодя колледж был передан под опеку ордена иезуитов и вскоре стал независимым вузом под управление светского совета попечителей, который, тем не менее, подтвердил преемственность образования «в иезуитских традициях».
В этой истории, есть ощущение, не хватает только масонов и иллюминатов, и был бы полный «пир духа» для конспирологов. Оговоримся здесь, что нынешние иезуиты, конечно, уже совсем не те. Но чисто исторически, как-то так получается, что когда этот почтенный католический орден обращает внимание на Россию, то в итоге ничего хорошего не получается. Ни для России, ни, собственно, для самих иезуитов.
Поэтому, возвращаясь к внезапному признанию Патриархом Варфоломеем «старого стиля», все же стоит еще раз подчеркнуть: дело здесь не в попытке примирения, а в куда более неприятных, а в перспективе и опасных вещах.
*организация признана нежелательной на территории РФ и внесена в реестр иностранных агентов