От редактора: Как человек, оттрубивший (простите за каламбур) от первого звонка до аттестата в музыкальной школе, с ее, как тогда казалось, «бесполезными» предметами, вроде «Сольфеджио» и Музыкальной литературы», с детства, так сказать, в подкорку мозга забита информация о том, чем блок-флейта отличается от фагота, например. Еще прекрасное музыкальное произведение Прокофьева «Петя и Волк» очень хорошо про духовые инструменты рассказывало — рекомендую ознакомиться. Потому как бы и не понимаю, КАК люди могут путать духовые? Они же такие разные! Ну, а интересности конкретно про флейту, по традиции, сегодня расскажет наш постоянный музыкальный автор Василий Виноградов.
Василий Виноградов: Продолжаем краткий ликбез и быстрый экскурс в бескрайние поля знаний о музыкальных инструментах. Сколь же много их разновидностей — голова кругом, если вдуматься с непривычки. Всего за раз не объять, поэтому в этот раз наш путь вильнёт только в сторону инструментов духовых. На страницах «Сенсаций.Нет» уже была статья про губную гармошку, но понятное дело, что этого мало! Есть же ещё гобой, фагот, труба, валторна… флейта, наконец! Вот про неё сегодня давайте и поговорим.
Как явление флейта, довольно древний инструмент. Упоминания о нём и подтверждающие эти упоминания археологические находки указывают на возраст 30-40 тысяч лет до н.э. С тех пор, как ни трудно догадаться, “довольно много воды утекло”, но, пожалуй, ни один инструмент не видоизменяли и совершенствовали так долго и дотошно, как флейту. По некоторым сведениям, правда не подтверждённым (хе-хе), изобретателем флейты следует считать некоего Ардала — сына бога Зевса.
Но прежде чем погрузиться в технические дебри, следует выяснить, стоит ли вообще флейта внимания и привлекает ли она хоть как-то внимание слушателей. И если отбросить банальное разделение “люблю/не люблю” и “нравится/не нравится”, то в той или иной степени все эпитеты упираются в “волшебно” и “воздушно”. И магическим образом, в сказках и преданиях, мы видим флейту чаще всего в руках фей или волшебников.
Всегда ли так было? Отнюдь. Начиналось всё первобытного… эээ… как бы его обозвать… свистка! Теперь уже можно только догадываться, в ритуальных ли целях жрецов использовался звук этих свистулек или больше превалировал развлекательный порыв простолюдинов, но ввиду простоты изготовления и использования, как бы сейчас сказали, это был “потребительский хит”.
Так же доподлинно неизвестно, кому пришла в голову, что эти свистки-свистульки должны звучать по-разному, но это привело к тому, что их стали удлинять посредством трубочек из какого ни попадя материала. Расчёт был простой — чем длинней, тем ниже звук. Чем короче, соответственно, тем выше. В конце концов технический прогресс привёл к тому, что трубочка осталась одна, но обзавелась отверстиями, закрывая/открывая которые, собственно длина и меняется. Это заметно упростило конструкцию и облегчило изготовление всяких дудочек, свирелей и прочих “сопелок”. А предыдущий накопленный опыт не прошёл даром и конструктор, в виде всё тех же трубочек разной длины, перекочевал к пан-флейте.
Помимо пан-флейты и флейты-со-свистком (или блок-флейты), большое распространение в первую очередь получила так называемая поперечная флейта. Почему она так называется? Тут всё просто: отверстие для подачи воздуха изо рта музыканта находится не с торца, а сбоку корпуса флейты.
Но хорошо! Легко можно согласиться, что все представленные в тексте выше инструменты однозначно духовые. Но почему все они флейты? Их всех роднит всё тот же “принцип свистка”. Воздух, проходя сквозь условный “мундштук” рассекается, а поскольку скорость во вдуваемом воздушном канале довольно высока (тут, конечно, многое зависит от силы вдувания и калибре самого отверстия) и это рассечение и заставляет флейту свистеть. А вот само приспособление для рассекания воздуха немного разное, хотя и тут без близкого родства конструкций не обойтись.
В пан-флейте процесс звукоизвлечения знаком любому человеку, кто хоть раз в жизни «дудел в горлышко бутылки». Кстати, в поперечную флейту дуют тем же образом – как горлышко бутылки, хотя на первый взгляд может показаться совершенно иначе.
Для порядка поясним, что звукоизвлечение, скажем, в трубе или саксофоне происходит кардинально по-другому, чем во флейте. В трубе внутри мундштука резонируют определённым образом сложенные губы музыканта, а саксофоне (или кларнете) вибрация получается за счёт колебаний небольшой тонкой деревянной пластины, которую называют тростью. Но развитие этой темы оставим для другой статьи.
Жанровое применение музыкального звучания какой бы то ни было флейты, долгое время ограничивалось народным песенно-плясовым творчеством. Причём, у каждого племени или даже народа появлялись свои разновидности флейт, какую бы музыку они ни культивировали. Всевозможные дудки-дудочки-свирели-сопелки-флейты стали неотъемлемой частью фольклора. Спорить трудно, что в первую очередь просто та изготовления и освоения делало эти инструменты поистине народными и все эти лютни, скрипки, барабаны и прочие гусли было куда более сложно мастерить и таскать с собой.
Следующим витком развития стало формирование классической, как мы её воспринимаем теперь, музыки. Бах, Чайковский… Кто только не писал музыкальные произведения с оглядкой на флейту. Больше всех отличился Вольфганг Амадей Моцарт, написав целую оперу под названием «Волшебная флейта», где по сюжету флейта действительно была волшебная и защищала главных героев (естественно, юношу и девушку) от злых духов. Надо ли говорить, что этот магический инструмент подарила влюблённым некая фея? (хе-хе)
Современная же металлическая поперечная флейта проникла и прочно обосновалась во множестве музыкальных жанров: от фолка и джаза до рока. И каким бы новаторским или наоборот – традиционным образом не придумывались и аранжировались для неё мелодии, лёгкость и волшебство так и остались первичными ощущениями от её звуков.