Второй день в кинотеатрах всей страны идет самый раскрученный художественный фильм в России. Мы попытались понять, кому была выгодна истерия вокруг кино. Без теорий заговоров.
Вначале факт из истории мирового кинематографа:
В 2014 году на экраны кинотеатров США должен был выйти художественный фильм «Интервью», в котором высмеивается северокорейский лидер Ким Чен Ын, политический строй самой Северной Кореи и (простите за спойлер) рассказывается о победе демократии в отдельно взятой азиатской стране. После того, как был обнародован сценарий фильма и был выложен первый трейлер, в адрес создателей начали поступать угрозы, сервера компании»Sony Pictures Entertainment» подверглись атаке хакеров а за несколько дней до выхода фильма на экраны неизвестные напомнили зрителям и кинотеатрам «об 11 сентября 2001 года».
В итоге «Интервью» было показано всего в 300 кинотеатрах США, зато было выложено в Интернет, где его можно было приобрести за символическую плату, таким образом оно заработало 40 млн долларов. В результате этого фильм стал самым успешным цифровым релизом компании, заработавшим также около 6 млн в кассах американских кинотеатров и дополнительно 11 млн долларов в мировом прокате.
Критики и журналисты подобный успех объяснили «эффектом Стрейзант» — когда что-то запрещенное и подверженное цензуре вызывает неподдельный интерес у зрителей и те готовы посмотреть фильм даже если раньше о нем ничего не слышали.
Теперь факт из, теперь уже тоже «истории» российского кинематографа:
В апреле 2016 года зрителям был продемонстрирован первый трейлер фильма Алексея Учителя «Матильда», который почти через полгода внезапно вызвал негодование у некой общественной организации под названием «Царский крест». На тот момент у «общественников» была лишь страничка в социальной сети с парой сотен подписчиков и… всё. «Негодование» было оформлено в виде заявления, которое каким-то образом попало на стол к новоявленному депутату Государственной Думы Наталье Поклонской. Та начала писать запросы в генеральную прокуратуру с требованиями провести проверку фильма, регулярно получая оттуда ответы о том, что закон соблюден. По версии раздувших эту историю СМИ, фильм якобы оскорбляет чувства нескольких верующих (около 100 000 человек на страну, что, как нам кажется, даже с учётом массовости пиар-атаки на умы людей, маловато), по версии самой Поклонской, речь шла в том числе и о финансовых махинациях.
Фильм Алексея Учителя за этот год стал самым обсуждаемым «культурным событием» в стране. Еженедельно (а то и ежедневно) заголовки газет, сюжеты на телевидении и радиопередачи затрагивали «проблематику» художественного фильма. Он обсуждался и культурными деятелями и теми, кто к культуре отношения никакого не имеет. Как только тема затихала или, как казалось многим, исчерпала себя, откуда не возьмись, возникали фанатики, таранившие кинотеатры, а у контор, которые как-то связывали с именем Алексея Учителя, поджигали машины, в какой-то момент было заявлено, что прокатного удостоверения «Матильде» не дадут, потом его внезапно выдали….
В общем, перечислять все инфоповоды нет никакого смысла. Каковы будут кассовые сборы и общий охват зрителей покажет ближайшее время. Выводы же мы предлагаем читателям сделать самим.