Патриарх Кирилл снял мораторий с решения об извержении бывшего протодьякона Андрея Кураева из сана. О том, что это значит, как Кураев дошел «до жизни такой» и что предшествовало этому решению, рассказывает корреспондент «Сенсаций.Нет», историк Александр Чаусов.
Теперь уже окончательно бывший протодиакон Андрей Кураев указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла был лишен церковного сана. В тексте документа говорится следующее:
«В связи с тем, что за более чем два года, истекшие с решения Епархиального суда г. Москвы об извержении Вас из священного сана и наложения моратория на издание о том указа с целью предоставить Вам время для переосмысления Вами своей позиции и возвращения на путь Церкви, Вы не проявили ни на словах, ни в делах признаков покаяния, и, в том числе, не прекратили свою деструктивную деятельность — настоящим прекращается действие упомянутого моратория и, в соответствии с решениями Епархиального суда г. Москвы, Вы извергаетесь из священного сана».
И нужно сказать, что Кураев долго и старательно шел к этому решению. Которое, к сожалению, стало закономерным итогом деятельности бывшего протодиакона. Если говорить максимально просто, то теперь Андрей Кураев православный мирянин. Впрочем, о разновидностях канонических прещений подробнее речь пойдет ниже. А сейчас, наверное, стоит коротко вспомнить, кто вообще такой Андрей Кураев и как он дошел до того, до чего дошел.
В начале нулевых Кураев был этаким «миссионерским голосом русской церкви». Многие тогда действительно приходили к православной вере через книги и лекции этого миссионера. Более того, он стал автором одного из первых учебников по «Основам православной культуры» для российских школ. Поэтому переоценить вклад Кураева в дело популяризации православия и миссионерства – трудно.
Однако все стало меняться где-то в 2012 году, когда Кураев стал позволять себе публичные резкие высказывания в адрес духовенства и епископата. В конце 2013 года из-за этих высказываний тогдашний протодьякон был исключен из состава преподавателей Московской духовной академии и лишен звания профессора МДА. При этом рестрикции сопровождались очень характерной формулировкой:
«В ходе заседания был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви».
Эта административная мера, однако, возымела прямо противоположный эффект. Поскольку в 2014 году на тот момент еще протодьякон поднял тему «голубого лобби» в русской церкви. Если коротко, то Кураев утверждал, и, судя по всему, продолжает утверждать, что в среде епископата РПЦ наличествует огромное количество лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, которые домогаются до своих подчиненных в целом и семинаристов в частности.
В одном из многочисленных интервью на эту тему Кураев утверждал:
«Когда я говорю о 50 гомо-епископах, я говорю о 50 гомосексуалистах. Но все 360 епископов русской церкви – члены голубого лобби. Ведь они знают больше моего, но десятилетиями молчат. Каналы самоочистки церкви забетонированы. Их можно только взорвать извне пришедшим действием, то есть таким, которое не предусмотрено «протоколами». В радикальный взрыв и избавление от всего дерьма, я, впрочем, не верю. Но, может, удастся хотя бы проветрить…».
За те годы на страницах «Живого Журнала» Кураева появлялось огромное количество подобных высказываний и обвинений епископата. Стоит ли говорить, что с тех пор ни одного доказательства обвинений, высказанных бывшим отцом-протодьяконом, приведено не было?
Зато, что интересно, ровно за семь лет до этих высказываний, в 2007 году, в издательстве Сретенского монастыря вышла статья Андрея Кураева «Грязная тема», в которой этот «обличитель содомского порока» писал вот такие интересные вещи:
«Православные люди призываются бороться с подобными помыслами. И даже тот, кто не устоял в этой борьбе – видит в своей страсти грех, падение, повод для целожизненного покаяния (кстати, даже те архиереи, о которых шла речь в «комсомольских» статьях, в последующих интервью ясно свидетельствовали о том, что содомский грех они считают грехом и ничем иным)».
То есть, дело, конечно, не в содомии как таковой. Но в чем именно – официальная история умалчивает. Ходят слухи, что после избрания митрополита Кирилла патриархом Кураев (который весьма активно агитировал перед Поместным собором именно за нынешнего главу РПЦ) ждал от него неких «наград», а то и возведения на епископскую кафедру. И не дождавшись, «обиделся». Но, стоит подчеркнуть, что это все слухи, которые не находят какого-то документального подтверждения. И здесь мы приводим их только для того, чтобы обозначить контекст событий.
А контекст был таков, что постепенно Кураев расширил свою «сферу деятельности», нападая уже и на обычных клириков, епископов и монашествующих. Не только по теме «гей-лобби», но и вообще в принципе «на ровном месте».
Апофеозом в этом смысле стал 2020 год, когда Кураев в своем блоге «прошелся» по умершему на тот момент настоятелю Елоховского храма в Москве, протопресвитеру Александру Агейкину, написав следующее:
«В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса».
И да, подобные высказывания со стороны Кураева по поводу клириков и епископов РПЦ тогда были уже этакой «нормой». Например, в начале января 2020 года вот так Кураев высказался о епископе Валуйском и Алексеевском Савве (Никифорове):
«Два вопроса к патриархии:
1. Что еще должен брякнуть ваш ставленник, чтобы даже вы признали его напыщенным дураком?
2. Что вы собираетесь делать с вашими придурками?».
Итог, как говорится, был немного предсказуем: 29 апреля 2020 года вышел указ патриарха Кирилла, в котором сообщалось, что Кураев «запрещается в священнослужении до принятия решения епархиальным церковным судом г. Москвы по рассмотрении упомянутых деяний».
Чтобы было понятно, согласно этому решению отец-протодьякон все еще таковым оставался. Просто в силу его поведения было решено временно (а запрещение в служении носит именно временный характер) отказать Кураеву в праве служить в церкви.
Однако 29 декабря 2022 года состоялся церковный суд, итоговый протокол которого лежит в открытом доступе, и это весьма интересный документ, где собраны наиболее одиозные публичные высказывания Кураева. Суд этот постановил: «признать протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Представить это заключение на усмотрение епархиального архиерея Московской епархии — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».
От Кураева тогда последовала апелляция, которая, впрочем, удовлетворена не была. Однако на решение об извержении из сана патриарх Московский своим указом наложил мораторий. Суть которого была в том, чтобы дать «время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь церкви, который был избран им в свое время».
То есть фактически, Кураев не был лишен сана все эти три года. Однако, как оказалось, сам он все это время «готовил запасной аэродром». О чем, собственно, сообщает сам. Речь здесь идет о посте-реакции Кураева на снятие моратория с решения о его извержении из сана:
«Патриарх Варфломей (имеется в виду Вселенский Патриарх) год назад сказал мне, что не может принять мою апелляцию, пока нет окончательного приговора. Теперь он есть. Это не означает, что этой опцией я воспользуюсь. А целом — свою дорогу нельзя нести с собою. Что-то надо оставлять позади».
То есть еще минимум год назад Кураев вел некие кулуарные переговоры с главой Вселенского Патриархата, с которым, стоит напомнить, русская церковь разорвала евхаристическое (то есть на уровне совместных церковных таинств) общение еще осенью 2018 года. Разорвала, стоит напомнить, в силу того, что Вселенский Патриархат признал в качестве легитимной «церкви» на Украине раскольников из ПЦУ. Ту самую, представители которой сейчас захватили силовыми методами Киево-Печерскую Лавру.
Но, кажется, Кураева, все эти «канонические мелочи» сейчас не смущают, как не смущали и ранее, поскольку, комментируя разрыв отношений РПЦ и Вселенского Патриархата еще в 2018-м, он заявлял следующее:
«Никто против Константинополя не пойдет. Делать то, что сделал сегодня наш Синод, никто больше не будет. То, что предъявлено в качестве повода, что Константинополь своих послов послал в Киев, когда какие войны из-за этого начинались?».
В общем как прогнозист-аналитик Андрей Кураев тоже оказался «не очень». Однако речь не об этом, а о том, что Кураев в принципе рассматривает как легитимную возможность «восстановиться в сане» через Вселенский Патриархат. И если он попробует воспользоваться данной возможностью, то нынешнее извержение из сана – это совсем не конец истории. Поскольку в дальнейшем при таком развитии событий дело может дойти и до отлучения от церкви. Все потому, что на текущий момент мы считаем Вселенский Патриархат немножечко ушедшим в раскол и поддерживающим церковный раскол на Украине. Впрочем, это уже досужие домыслы и догадки о туманном будущем бывшего протодьякона.
А пока, завершая эту историю, хочется процитировать православного публициста Сергея Худиева, который, резюмируя «церковный путь» Кураева, на свой странице написал:
«Андрей Кураев начал рассказывать про «сорок гомо-епископов» в начале 2014 года. Только вчера его лишили сана. Если это «гомолобби», то какое-то уж очень пассивное».