Дикастерия доктрины веры Римско-католической церкви выпустила официальное разъяснение по поводу возможности крещения трансгендеров и гомосексуалов, а также возможности их быть крестными родителями и свидетелями на венчании. Общественная и публичная негативная реакция не заставила себя ждать. О том, что действительно говорится в этом документе и почему он не про «начало Содома в Римской Церкви», читайте в материале «Сенсаций.Нет»
Документ, изданный Дикастерией доктрины веры (правопреемница инквизиции) о вопросах крещения трансгендеров и гомосексуалов — чтиво прелюбопытное, хоть и на итальянском языке. В российских СМИ событие подается как однозначное и безоговорочное разрешение Ватиканом на подобные действия.
Понятна и реакция консерваторов по этому поводу, она вполне однозначна, далеко не всегда передаваема цензурными словами, а еще в ней фигурируют такие называния населенных пунктов, как Содом и Гоморра.
И, в общем, даже с умеренно консервативных позиций с такой реакцией, что называется, трудно не согласиться. Тем не менее в настолько щекотливом вопросе нелишним будет разобраться максимально подробно. Поскольку в нем есть некоторые тонкости, которые стоит принять во внимание, прежде чем говорить о том, что «Римский Престол учиняет непотребство».
Для начала стоит привести точные формулировки по данным резонансным пунктам, которые звучат в документе. Вот, к примеру, что написано про крещение детей:
«Что касается детей или подростков с транссексуальными проблемами, то, если они хорошо подготовлены и желают, они могут принять Крещение».
Главное здесь – это «хорошо подготовлены». Как пояснил нашему изданию источник в католической церкви, пожелавший остаться анонимным, здесь два ключевых пункта:
«Первый — это желание. Второе — та самая подготовка, включающая в себя катехизацию и приход к осознанному пониманию — на что ты, собственно, подписываешься и к чему тебя это обязывает».
То есть, после катехизации, которая может длиться до двух лет, подросток с транссексуальными проблемами с высокой долей вероятности осознает, что это действительно проблемы, которые, с церковной точки, зрения считаются «грехом». Ровно то же касается и взрослых транссексуалов, про которых в документе говорится следующее:
«Транссексуал, также прошедший гормональное лечение и операцию по смене пола, может принять Крещение на тех же условиях, что и другие верующие, если нет ситуаций, в которых существует риск возникновения публичного скандала или дезориентации верующих».
Наш источник подчеркнул, что здесь «та же история».
«Крещение – оно для всех и каждого. Но только осознавших, в том числе и через катехизацию, что значит жить во Христе и в Церкви».
Проще говоря, транссексуал идущий креститься, тоже будет понимать, что сделал с собой что-то не то с христианской точки зрения. Если же катехизация пошла «не в прок», то на этот счёт и существует оговорка про «если нет ситуаций, в которых существует риск возникновения публичного скандала или дезориентации верующих». Поскольку если есть риск, то нет крещения.
А вот дальше начинаются интересные особенности католического канонического права. В ответе Дикастерии по поводу того, могут ли трансгендеры быть крестными родителями, читаем:
«При определенных условиях взрослый транссексуал, прошедший гормональную терапию и операцию по изменению пола, может быть принят в качестве крестного отца или крестной матери. Однако, поскольку эта задача не является правом, пастырское благоразумие требует не допускать ее, если существует опасность скандала, излишней легитимации или дезориентации в воспитательной сфере церковной общины».
Собеседник нашего издания обратил внимание не несколько любопытных деталей:
«Вот тут самый большой вопрос — а как свой главный долг выполнит восприемник, в активе которого – «ошибка Бога» по поводу собственного пола? Ответ мы находим в каноне 868, который гласит:
Чтобы ребёнок был крещён законным образом, необходимо:
1-е согласие его родителей, или хотя бы одного из них, или же лиц, на законных основаниях их заменяющих;
2-е наличие обоснованной надежды на то, что он будет воспитан в католической вере. Если же таковая полностью отсутствует, то крещение следует отложить согласно предписаниям партикулярного права, уведомив родителей о причине этого».
Обоснованная надежда – это уже прерогатива священника, который крестит или не крестит. Ну и понятно, что наличие претендентов в крестные мамы\папы в виде транссексуала степень обоснованности таких надежд существенно уменьшают. Примерно до нуля.
Еще один резонансный пункт – это разъяснение вопросов возможности крещения детей в гомосексуальных парах. В документе говорится:
«Для крещения ребенка (в такой паре) должна быть обоснованная надежда, что он будет образован в католической религии».
Ну, то есть, будет воспитан как католик. И тут, конечно, возникает вопрос: при подобных исходных данных это вообще возможно?
Анонимный католический эксперт пояснил, что обоснованная надежда — это «штука полностью на стороне настоятеля».
«И если дело дойдет до церковного суда (в случае отказа священника проводить крещение для ребёнка с такими опекунами), то тут есть очень интересный нюанс. Заключается он в том, что гомосексуальная пара с точки зрения церкви — не является и не может являться семьей. Более того, гомосексуальная пара вообще не может быть в полноте церковного общения, потому что сам факт того, что они «пара», говорит о практиковании и неотказе от понятно чего. Гомосексуалист в церковном общении может быть только при условии искренней исповеди и воздержания от греха».
При этом есть канон 874 по поводу того, кто вообще может быть восприемником:
«Таковое лицо… должно быть католиком, уже принявшим миропомазание и Пресвятое таинство Евхаристии, а также вело жизнь, сообразную с верой и той обязанностью, которую ему предстоит исполнить;
Не было связано никаким каноническим наказанием, наложенным или объявленным законным образом».
Содомский грех – это автоматическое недопущение до Евхаристии. Про церковное наказание за такие «эксперименты» для воцерковленных католиков, думается, и говорить не нужно.
А вот зачем тогда вообще вся эта история с опубликованием официального документа на столь острую тему, поясняет следующий пункт:
«Наконец, следует также учитывать возможность того, что другой человек из семейного круга (таких пар) может выступить гарантом правильной передачи католической веры крещаемому, зная, что он все равно может помочь крещаемому во время обряда не только как крестный отец или крестная мать, но и как свидетель акта крещения».
Собеседник «Сенсаций.Нет» подчёркивает, что это не «либеральный разворот в сторону ЛГБТ», а «стремление ввести в лоно церкви тех, кто явно в зоне серьезного риска, и по возможности от оного риска оградить».
«Поскольку если мы занимаемся католическим воспитанием как должно, то есть на ребенка есть соответствующее и регулярное влияние, то его шансы впасть в ту же содомию резко катятся к нулю».
И с этого ракурса в такой позиции есть своя логика. А с другой стороны, есть мнение, что публикация подобного документа тоже неспроста. Стоит понимать, что это всего лишь официальный ответ Дикастерии доктрины веры на вопрос одного из бразильских кардиналов. Такой ответ мог бы быть отправлен по почте. Но он был вынесен в публичную сферу. Есть мнение, что таким образом Ватикан показывает «прогрессивной общественности», что он не так уж консервативен и идет в ногу со временем. Чтобы эта самая общественность так сильно на Ватикан не давила. Однако, судя по тонкостям и оговоркам в документе, история тут действительно не про то, чтобы «пустить Содом в Церковь», а про то, чтобы хотя бы попытаться оный Содом вокруг церкви подсократить. Получится ли – уже совсем другой вопрос.