В социальных сетях пошли слухи о «канонизации Путина при жизни». О том, откуда они взялись, почему это очень похоже на очередной украинский вброс и как происходит причисление к лику святых на самом деле, читайте в материале «Сенсаций.Нет».
По случаю дня рождения Владимира Путина и массовых поздравлений в его адрес в Сети появилась весьма нетривиальная информация о планах РПЦ «канонизировать президента России при жизни». Судя по всему, первоисточником слухов стал Telegram-канал «Православная Москва», который пишет:
«РПЦ готовит подарок ко дню рождения Путина — признание его святым?
На днях в сеть утекли документы, якобы из Русской православной церкви, которые могут свидетельствовать о готовящемся шаге по признанию Владимира Путина святым. Эти бумаги выглядят как официальные церковные записи и указывают на планы сделать этот шаг в качестве подарка к 72-летию президента».
И даже картинка с «документом» прилагается. При ближайшем рассмотрении, правда, видна «тонкая работа» в фотошопе.
Ну а сам «документ», как и содержание всего канала, намекает на то, что редакция «Православной Москвы» находится где-то на просторах пока еще Украины. Просто потому, что именно украинские фейки отличаются той своей стилистической особенностью, которую можно обозначить как «искрометный идиотизм».
Тем не менее, раз уже редакции «Сенсаций.Нет» попался на глаза этот «шедевр незалежной религиозной пропаганды», мы просто не могли пройти мимо. В документе, кстати, говорится следующее:
«Установить ежегодное празднование дня памяти Святого Владимира 7 октября – в день его рождения, с проведением молебнов в храмах по всей России»
Тут даже на уровне этого предложения уже имеет место некая шизофрения. Поскольку день памяти – это день смерти человека. А Путин, как бы кому не хотелось обратного, очень даже жив. Ну и в этом контексте обозначать в качестве «дня памяти» день рождения – это нужно быть каким-то особенно альтернативно одаренным.
Впрочем, если учесть тот факт, что многие на Украине воспринимают Владимира Путина как абсолютное, мрачное, но и всесильное божество, то все становится логичным. У божества дня смерти просто не может быть по природе. «Путин вечен». Такие вот прорывы подсознания даже в пропаганде.
Ну, а поскольку мы тут не язычники, то все же напомним о правилах канонизации в Русской православной церкви. Тем более это полезно и в огромном количестве случаев, когда возникают слухи о причислении к лику святых того или иного лица «вот просто так, потому что захотелось».
Подобными вопросами в РПЦ занимается Синодальная комиссия по канонизации святых, которая руководствуется в своих решениях довольно сложным порядком действий, расписанным на официальном сайте. И который предполагает коллегиальное и всестороннее обсуждение кандидата на канонизацию. Просто потому, что само причисление к лику святых – это не вопрос посмертной судьбы канонизируемого, а элемент «земной» церковной действительности. Канонизация нужна не святому, а прихожанам, если максимально упрощать.
Если же говорить о формальных критериях святости, то и они есть в открытом доступе. К ним относятся:
- «святость жизни;
- соответствие веры подвижника православному вероучению;
- почитание церковным народом;
- дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать);
- нетленность мощей (как дополнительный, не определяющий критерий);
- страдание за православную веру;
- мученическая кончина за веру».
При этом в этих критериях отдельно отмечается следующее:
«Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?
Формального срока в настоящее время не установлено».
Также добавим, что есть еще такой элемент, как «момент святости». То есть некое деяние, которое в православной традиции однозначно расценивается как момент максимального сближения человека с Богом. Это, например, момент, когда святой Дмитрий Донской (на тот момент, кстати, анафематствованный — то есть отлученный от церкви несколькими православными архиереями) читал заупокойную молитву над каждым павшим русским воином после сражения на Куликовом поле.
Применительно к Владимиру Путину, к слову, такой момент, как полагает ряд современных православных богословов – есть. Это его инициатива по примирению РПЦ и РПЦЗ, реализованная в 2007 году. Фактически глава государства стал одним из основных участников уврачевания церковного раскола.
Поэтому основания есть. Просто время не пришло. И в данном конкретном случае, дай Бог, чтобы пришло еще не скоро.
Ну, а что касается «оригинального юмора» по поводу канонизации Путина при жизни «в честь дня рождения», то, повторимся, отличительной чертой украинской пропаганды является «искрометный идиотизм».