История празднования Нового года в России, как, наверное, и любая долгая история в нашей стране не столь однозначна, как кажется на первый взгляд. И полна своих сюрпризов. Про историю новолетия — что и как мы празднуем — и о дикой конспирологии в связи с празднованием Нового года 1 января, читайте в материале «Сенсаций.Нет».
Сейчас не все знают, что праздников новолетия более или менее всеобщих для России, её культуры и истории у нас не два, а три. Это, собственно, Новый год, так называемый Старый Новый год, то есть «гражданский Новый год» по старому стилю, и церковное новолетие, которое отмечается 14 сентября или 1 сентября по старому стилю.
И то, как мы дошли до жизни такой – отдельная история, которая начинается задолго до образования Российского государства, а с Византии. Как нам Православная онлайн энциклопедия «Азбука Веры» пишет следующее:
«Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом «свободы христианской».
Ряд других историков дополняют, что новолетие в Восточной Римской империи было завязано на индикты: периоды длинной в 5-15 лет, в которые осуществлялось взимание налогов. Собственно, в 314 году индикты стали строго пятнадцатилетними и начинались с первого сентября. А в 537 году император Юстиниан I одной из своих новелл ввел полное единообразие в имперский календарь с началом года именно 1 сентября.
На Руси, собственно, с момента Крещения и появления Церкви пришло и церковное сентябрьское новолетие. С летоисчислением от сотворения мира. А вот гражданский праздник приходился на 1 марта. На начало посевных работ. И, как указывают историки, это сходилось с гражданским календарем уже Западной Римской империи.
Однако в 7000 году по сотворении мира, или в 1492 по Рождеству Христову, московский государь Иван III, один из череды тех деятелей, которые объединяли русские земли и проводили политику абсолютизации власти, своим указом назначает и гражданский Новый год на 1 сентября.
Праздник этот, естественно, оброс уже готовым церковным церемониалом, торжественными шествиями, выходом к народу, митрополичьей, а потом и патриаршей литургией. И, помимо прочего, весьма прозрачно намекал, что московские государи — это помазанники Божии, а не просто так «погулять вышли».
Так продолжалось до 7208 года от сотворения или же до 20 декабря 1699 года по Рождеству Христову, когда Петр Первый и ввёл новую дату гражданского новолетия. При том не в ночь с 31 на 1, а именно первого января. Тогда же и летоисчисление переходит на систему от Рождества. Кстати, тогда же появляются и первые «длинные новогодние выходные» — с перового по седьмое января. Но исчезли они практически сразу после смерти императора.
Петр, надо отдать ему должное, в 1699 году отметил в сентябре Новый год по старым традициям, а потом, через четыре месяца — уже по новым. И, что интересно, хоть ряд богослужебных практик для монарха остался в этот день обязательным, но носила эта дата даже не подчеркнуто светский, а милитаристский характер. И по своему внутреннему содержанию и эмоциональному настрою больше напоминала нынешнее 9 Мая. Даже фейерверки, которые устраивались сначала в Москве, а потом уже и в Петербурге были сугубо на тему российских военных побед. А сам Петр часто выступал в роли публичного рассказчика, трактуя аллегории «огненных картин», которые появлялись в небе.
И вот тут уже в XX и XXI веке вокруг той истории начинает формироваться лютейшая конспирология, на которую мы, честно говоря, опасаемся давать ссылку потому, что там 282 УК РФ в чистейшем и незамутненном виде. Но, если говорить максимально вежливо, то Петр, согласно этим доктринам, «украл у России» несколько тысяч лет истории, перевел страну на «европейскую хронологию» и тем совершил «национальное предательство» или вообще был похищен и подменен двойником в ходе Великого посольства по Европе и потому уже этот «двойник» начал вводить «новые антирусские порядки».
Однако авторы всех этих интересных историй забывают про то, что церковное сентябрьское новолетие как отмечалось, так и продолжило. И если гражданский Новый год был праздником для аристократии, то вот основная народная масса России, жизнь которой шла во многом вокруг Православной церкви, всех этих нововведений просто не заметила, продолжая отмечать Новый год в сентябре.
Все это, стоит напомнить, отмечалось по старому стилю. А потом случилась Октябрьская революция и к власти пришли большевики, которые с 1 февраля 1918 года объявили в стране в качестве всеобщего григорианский календарь. И это первое февраля автоматически стало считаться 14 февраля.
Про воззрения на Церковь, на религию вообще и на «пережитки царского прошлого» в среде большевиков, думается, особо ничего говорить не надо. Скажем только, что новолетие тоже «попало под нож» в первые годы советской власти и вернулось только в 1935 году. Кстати, отдельного выходного первого января предусмотрено не было. Свою роль в этом сыграл и Старый Новый год, о чем речь пойдет чуть ниже.
Довольно скоро началась Великая Отечественная война. И тут снова было не до праздников. Новогодний праздник в СССР возвращается в 1947 году. И сразу с выходным первого числа.
При этом советская власть в, собственно, богослужебный календарь русской Церкви не лезла. И церковное новолетие все так же служилось обычным чином. Ну, там, где это было возможно. Потому что вот во все остальное церковное, помимо календаря, советская власть влезла по самое «не балуйся». Так что Церковь у нас продолжает жить по старому стилю и у неё никакого «расслоения и удвоения дат» попросту нет.
Что касается Старого Нового года, то, самым удивительным образом, его неформально, а часто и подпольно в России стали отмечать аккурат с 1918 года, то есть с введения пресловутого декрета о новом стиле. И советская власть даже пыталась бороться со Старым Новым годом, клеймя его то праздником «буржуя», то праздником «нэпача». Но это не помогало. В итоге в 1929 году Совнарком постановил, что «в день нового года и в дни всех религиозных праздников работу производить на общих основаниях».
Но и это не помогло. Традиция хоть как-то отмечать два Новых года настолько плотно вошла в советский быт, что даже в пятидесятые ей уделялось особое внимание и с ней считались, не проводя, впрочем, каких-то отдельных репрессивных кампаний. К 70-м традиция стала уже повсеместной и максимально аполитичной. Характерно, что перепись населения СССР в 1959 году проводилась 15 января, а не раньше. Как считает ряд историков всё потому, что 13 и 14 января население было переписывать в некотором смысле проблематично.
В итоге на текущий момент в России с разной степенью размаха, но все же достаточно заметно для очень многих категорий населения отмечаются три новолетия. Первый и самый официальный гражданский Новый год – в ночь с 31 декабря на 1 января. С 13 на 14-е празднуют неофициальный, но тоже масштабный Старый Новый год. Или, если говорить правильнее, то все тот же гражданский Новый год, но по старому стилю. Ну, и церковное новолетие идет 14 сентября по новому, то есть 1 сентября по старому стилю. Расположившись, что весьма символично, между Успением Божьей Матери (28 августа) и её рождеством 21 сентября. То есть рубеж церковного года отмечается символично: заканчивается уходом из жизни земной, а начинается приходом в эту самую земную жизнь.