12.12.2024 16:47

Видеоигры через Госуслуги: чем для государства обернется регулирование игрового рынка

Видеоигры через Госуслуги: чем для государства обернется регулирование игрового рынка
pxhere.com

Российские парламентарии готовят к внесению в ГД РФ законопроект о дополнительном регулировании рынка компьютерных игр. Речь идет, в том числе, о регистрации пользователей по номеру телефона или через «Госуслуги». О том, что это за новелла, зачем её продвигают российские парламентарии и к каким последствиям может привести принятие этого закона, читайте в материале «Сенсаций.Нет».

Резонансной новостью стала очередная инициатива российских депутатов по дополнительному регулированию рынка видеоигр. Речь идет про некий законопроект, который подготовила группа парламентариев, в числе которых депутаты Антон Горелкин, Антон Немкин, Яна Лантратова, а также сенаторы Лилия Гумерова, Артем Шейкин и Наталья Кувшинова.

И хотя на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности документа еще нет, по данным из СМИ можно узнать, о чем он. Суть новой парламентской инициативы в том, чтобы обязать производителей и распространителей игр вводить дополнительную маркировку для своей продукции, которая указывала бы не только возрастные ограничения, но и наличие определенного рода контента. Например, жестокость, физическое и психологическое насилие или же, напротив, то, что игра содержит обучающие образовательные элементы. При этом парламентарии предлагают вводить идентификацию пользователей, купивших игру, через номер телефона или номер на «Госуслугах».

По данным «Российской газеты», в пояснительной записке новеллы её цели объясняются так:

«Закон будет способствовать достижению цели по обеспечению психологической безопасности граждан от негативного воздействия видеоигр, направлен на установление ограничений в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, в том числе информирования пользователей видеоигр об особенностях их содержания».

Тут, конечно, сразу хочется спросить, кто бы обеспечил психологическую безопасность граждан от чрезмерной активности наших депутатов в тех сферах, в которых они, кажется, не очень разбираются? Но вопрос этот, понятным образом, повисает в воздухе.

Тем не менее, исходя из данных в открытых источниках, вообще не очень понятно, для чего этот закон и, самое главное, как он будет работать на глобальном уровне?

Во-первых, международные маркировки, они же «дескрипторы» — не только возрастные, но и содержательные — есть в подавляющем большинстве глобальных магазинов игр, включая Steam. А это крупнейший в мире игровой магазин. В описании продукции есть целый раздел «Описание контента для взрослых», в котором, можно увидеть, например, вот такие характеристики:

Впрочем, этот пункт законопроекта имеет под собой логическое обоснование. Дело в том, что парламентарии хотят создать некий «экспертный совет», который и будет оценивать игры в плане их содержания и на предмет наличия в них чего-нибудь запрещенного с точки зрения законодательства РФ. Кстати, инициатива по экспертизе игр в России не нова. И, кажется, в определенных кругах российских политиков и чиновников очень популярна.

Может, им просто в детстве в приставку играть не давали и теперь под видом экспертизы они хотят наверстать упущенное?

Второй и куда более важный момент — тот же Steam уже давно не принимает к оплате деньги с российских карт. И сейчас покупка игр для граждан РФ в этом магазине идет через систему посредников. Это, к слову, уже не наша, а западная инициатива. Так вот, можно через посредников положить себе денег и купить игру самому. А можно получить её в «подарок», перечислив посреднику (который, понятным образом, не резидент РФ и вообще чаще всего робот) определенную сумму. Это, к слову, о желании депутатов идентифицировать геймеров через «Госуслуги».

pxhere.com

То есть здесь уже наличествует некий механизм, который практически невозможно реализовать на практике. Есть мнение, что, столкнувшись с реальностью, наши парламентарии и тот же Роскомнадзор, если этот законопроект будет принят, поступят привычным для себя образом. Начнут яростно блокировать иностранные игровые магазины. Что тут можно сказать?

Напомним, что недавно Роскомнадзор заблокировал Discord. Примерно с таким же результатом, как в свое время Telegram. Нет, официально, конечно, эта площадка в России недоступна. Только почему-то число российских активных пользователей не слишком-то поубавилось, а, по некоторым данным, постепенно прибавляется.

А еще можно вспомнить и такую интересную технологию как торренты. Которые, конечно, сплошное пиратство и мы вообще всячески осуждаем, но… Кстати, многие из торрент-сервисов в России тоже нещадно заблокированы, что, кажется, уже вообще никому не мешает ими пользоваться «без регистрации и СМС».

Конечно, вся эта история с маркировками и идентификаторами в первую очередь затронет именно российские площадки продажи игр. Но вопрос в том, а пользователи-то будут покупать на них игры с условием обязательной идентификации через «Госуслуги» или по номеру телефона?

С правовой точки зрения может получиться очень интересная ситуация. Допустим, на все том же Steam выходит игра, где обнаруживается всякое запрещенное и не маркированное с точки зрения законодательства РФ. Более того, руководство магазина говорит, что «в гробу и белых тапках» мы видали вашу систему идентификации. РКН блокирует магазин. Российские пользователи обходят блокировку минут за 15, как это было с тем же «Дискордом» и покупают то, что им нужно. Но с той же правовой точки зрения всего этого в России уже «как бы не существует». Закон исполнен, блокировка работает. То есть вместо регулирования получается нечто прямо противоположное: абсолютное отсутствие контроля и регулирования при полном отсутствии рычагов воздействия на пользователей. Потому что, повторимся, этой покупки с точки зрения исполнения закона как бы и не существует вовсе.

Нет, можно, конечно, «перерубить провод» и остаться в «суверенном российском Интернете». Но, понятно, что этот сюжет никто в принципе серьезно не рассматривает.

pxhere

В общем есть мнение, что наши депутаты этими новыми интересными нормами могут дополнительно спровоцировать такое не очень хорошее явление, как «правовой нигилизм».

Почему на все это стоит обратить внимание? Потому что с конца октября 2024 года в России вполне спокойно и в штатном режиме проходит эксперимент по добровольной маркировке игр. Участвуют в нем такие отечественные компании, как Lesta Games («Мир кораблей», «Мир танков»), Astrum Entertainment (Atomic Heart, Warface, «Аллоды Онлайн»), VK Play и RuStore.  И все эти месяцы без всяких штрафных санкций они маркировали сюжетные особенности того или иного игрового контента.

Но тут российские законодатели решили «зарегулировать» индустрию в обязательном порядке. Повторимся, в случае принятия такого закона результаты могут оказаться прямо противоположными тому, на что надеются наши парламентарии.

В сухом остатке мы имеем следующее: пока проект закона еще никуда не внесен. Если его все же начнет рассматривать Государственная Дума, он будет очень горячо и, скажем мягко, критично обсуждаться как представителями рынка и экспертным сообществом, так и огромной частью российского общества в целом.

Дополнительно стоит отметить: кажется, российские парламентарии, когда мотивируют принятие новых ограничительных мер в игровой индустрии «защитой детей», не очень понимают, что львиная доля игровой аудитории в России сейчас – это совсем не дети, а люди возраста тех же депутатов Лантратовой и Горелкина. Которые сами прекрасно понимают, что и зачем покупают, и что именно и в какой игре в плане сюжетного наполнения и социально-культурных нарративов их там ждет.

Если этот закон все же будет принят, ситуация с правовым нигилизмом в Рунете еще больше усугубится. Потому что «анус себе промаркируй и идентифицируй» скажет огромное количество пользователей и просто обойдет блокировки, чтобы купить или попросту скачать пиратским методом то, что считает нужным и правильным для себя без всякой идентификации.

Автор: Александр Чаусов

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Сенсаций.Нет" и не дайте новостям себя обмануть!