Молебен по случаю вступления в должность президента России Владимира Путина внезапно породил буйную конспирологию о том, что его «помазали на царство». О том, откуда появились эти слухи, почему они не соответствуют действительности, и что вообще такое венчание и помазание на царство, читайте в материале «Сенсаций.Нет».
Инаугурация президента России Владимира Путина, помимо того, что стала знаковым событием в российской повестке, стала причиной еще и богословско-политической конспирологии, которая коснулась молебна, отслуженного Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Некоторая, особо подозрительная часть прогрессивной общественности, предположила, что Путина «помазали на царство». И вообще, люди на голубом глазу пишут, что это все тонкий намек, поскольку «раньше таких молебнов не было».
Масла в огонь подливают и федеральные СМИ с заголовками типа «Священник объяснил сходство благословения Путина с помазанием на царство». В самом материале, кстати, просто прекрасный образец переобувания в воздухе:
«В благословении, которое дал патриарх Московский и всея Руси Кирилл президенту Владимиру Путину, есть некоторое сходство с помазанием на царство…но называть это идентичным или хотя бы очень близким по чину нельзя».
В общем, с тем же успехом можно сказать, что Таинство Крещения и чин отпевания – это тоже очень схожие богослужения. Ну, потому что когда человека крестят, то Церковь приветствует его для новой жизни во Христе, а когда отпевают, то Церковь провожает человека в Жизнь Вечную… тоже в общем-то во Христе. Но, как говорится, есть нюансы.
Возвращаясь же к нынешнему священнодейству, стоит сначала развенчать миф о том, что нынешний молебен первый в своем роде. На самом деле чин этого «президентского молебна» проводится с 2000 года, и специальная молитва по случаю инаугурации президента России, которая является центральной частью этой службы, была составлена еще приснопамятным патриархом Алексием II.
Чтобы долго не искать, приведем здесь её текст полностью:
«Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом ỵправляяй всяческая! Призри ныне на усердное моление наше и благослови благое намерение Президента страны нашея Владимира, полагающаго начало правления хранимою Тобою страною нашею Российскою. Умудри и настави его безпреткновенно проходити великое сие служение. Подаждь ему разумение и премудрость, во еже в тишине и без печали люди Российския сохраняти, подчиненная же ему правительства ỵправляти на путь истины и правды и от лицеприятия и мздоимства отражати. Умножи дни жития его в нерушимем здравии и непременяемем благополучии. Подаждь и всем нам, во вся дни правления его, тихое и безмолвное житие и вся, ко временней и вечней жизни потребная, да тако въ мире и тишине поживше, возславимъ Тя, нашего всещедраго Владыку и Благодетеля, и в радости и благодарении сердец наших воспоим: слава Тебе, Богу Благодетелю нашему, во веки веков».
В общем, как мы видим, тут не только про президента, но еще и про страну и народ, чтобы всем нам жилось хорошо и, что характерно, без коррупции и произвола властей. Ни про царство, ни про царя или императора в тексте молитвы нет ни слова.
Есть подозрение, что общественная реакция была вызвана не столько самим молебном, сколько проповедью Патриарха Кирилла, которую тот произнес в рамках отправления данного чина.
Видимо, все обратили внимание вот на эти слова:
«Благословение Божье, покров Царицы Небесной да пребывает с вами во все дни жизни вашей, до скончания века, как мы говорим. И с дерзновением скажу: дай Бог, чтобы конец века и означал конец вашего пребывания во власти. У вас есть все для того, чтобы долго и успешно совершать это великое служение Родине».
Тут Патриарх пожелал, чтобы Путин правил и после истечения нынешнего президентского срока. В буквальном смысле до конца жизни.
И, в общем-то, есть ощущение, что подавляющее большинство избирателей, голосовавших за президента на недавних выборах в целом с патриархом согласны. И понятно, что такой пассаж «прогрессивной общественностью» был воспринят, как намек то ли на монархию, то ли вообще на «православный тоталитаризм».
Однако, обратить внимание следовало бы на самое начало этой проповеди, на обращение «Ваше превосходительство, дорогой Владимир Владимирович…».
Церковь очень аккуратно и максимально точно использует слова и термины. И вот это «ваше превосходительство» сразу же отметает все подозрения в том, что Путина прочат в монархи. Потому, что по табели о рангах от 1861 года титулование «ваше превосходительство» применяется в обращении не к монарху, а к тайному, либо действительному статскому советнику. Ну, то есть, отношение Церкви к Путину – это отношение, как к очень важному и нужному стране чиновнику. Не больше и не меньше.
А теперь, дабы уж совсем разобраться с темой «помазания на царство», стоит пару слов сказать про историю этого церковного чина. Формировался он как на Западе, так и на Востоке. Но мы все же оттолкнемся от Византии, поскольку эта традиция для России все же ближе, нежели западно-христианская.
Сама процедура коронации в христианской Восточной Римской Империи формировалась веками. И изначально был принят чин венчания на царство (который помазания не включал). Первым венчаным на царство византийским императором по разным версиям был либо Флавий Маркиан, либо Лев I Великий (более известный, как Лев Мясник). И да, венчаны на царство Константинопольским патриархом они были в силу того, что легитимность их власти была на момент воцарения под очень большим вопросом.
Тогда в чине венчания помазания не было. Оно появляется в Византии значительно позже. Собственно, уже на закате этой Империи. Ряд историков говорит о том, что первым правителем Константинополя которого помазали на царство, был Балдуин Фландрский в 1204 году. Но по большому счету «это не считается». Потому, что Балдуин был католиком, а Константинополь находился тогда под властью крестоносцев. Которые отправились в очередной раз освобождать Святую Землю, но Царьград им так сильно понравился, что они его разграбили и захватили.
Поэтому, если говорить именно про византийскую традицию, то логичнее все же считать первым помазанным на царство императором Феодора I Ласкариса. Правда и тут есть нюанс – он царствовал не в Константинополе (по причине вышеупомянутых крестоносцев), а в Никее.
Ну, а на Русь и венчание, и помазание на царство пришли, когда Византия закончилась. По одной из версий эти обряды привезла нам София Палеолог. И дальше снова начинаются расхождения, потому что первым у нас и венчан и помазан, как царь всея Руси был то ли Иван Грозный, то ли уже Федор Иоаннович, последний царь из династии Рюриковичей.
Последняя же коронация в истории России с венчанием и помазанием была проведена над Николаем II в 1898 году. И больше, по вполне понятным причинам, это чинопоследование в отношении российских правителей не осуществлялось. Как не осуществляется и сейчас, поскольку президентская власть не только с политической, но и с церковной точки зрения совершенно не тождественна как по форме, так и по содержанию власти царской. Но это уже совсем другая история.