В России нашли новых «молодежных экстремистов», поклонников аниме-субкультуры, объединённых в сообщество под названием «Рёдан». В том, что это за явление, откуда оно появилось и при чем тут вообще экстремизм, разбирался корреспондент «Сенсаций.Нет», историк и сектовед Александр Чаусов.
Новостная повестка и социальные сети бурлят из-за появления новой молодежной субкультуры, а то и целого «движения», «ЧВК Рёдан». Его обвиняют то в правом, то в левом уклоне, то вообще в немотивированной агрессии с подозрением на хулиганство, а иногда — и в экстремизме.
Началось все, судя по всему, 19 февраля в московском торговом центре «Авиапарк», где произошла массовая драка представителей этого самого «Рёдана» и то ли просто гопников, то ли «представителей иных молодежных субкультур» из футбольных фанатских группировок.
После этого поднялась волна в СМИ, которые, собственно, и стали рисовать из «рёдановцев» одновременных ненавистников футбольных фанатов и национальных меньшинств (такие вот лево-правые экстремисты). А дальше последовали очередные драки разной степени массовости, а то и просто избиения людей, как, например, в петербургском торговом центре «Галерея» 26 февраля. Хотя из сообщений СМИ не очень понятно, кого там повязали в большей степени: непосредственно «рёдановцев» или противоположную сторону конфликта. При этом в Улан-Удэ 28 февраля, по словам правоохранителей, все же удалось предотвратить массовую драку.
Что касается Москвы, то к 24 и 25 февраля, по данным ряда федеральных СМИ, в рамках профилактических работ по так называемой «ЧВК Рёдан» в отделения полиции было доставлено порядка 350 человек. В то же время неоднократно повторяются сообщения о том, что у подростков, а большинство из задержанных были несовершеннолетними, найдено травматическое оружие, газовые баллончики и прочие интересные предметы из разряда «очень активной личной самообороны».
География задержаний, к слову, тоже весьма широка. Сейчас говорится о том, что профилактические и не очень задержания прошли в Москве, Петербурге, Казани и Новосибирске. Помимо прочего, сообщается о «ячейке организации» в Калининграде, которая тоже желает «устраивать массовые беспорядки».
Учитывая медийный шум, все же стоит сказать, что это за «группировка». Почему она так внезапно появилась в публичном пространстве, и что вообще происходит?
Для начала стоит заметить, что никакой единой, структурированной организации или «группировки» «Рёдан» не существует в природе. Это в целом даже не субкультура, а часть субкультуры поклонников аниме — то есть японских мультфильмов, комиксов-манги и всего, что вокруг этого культурного явления имеет место быть.
Что касается непосредственно «Рёдана», то есть такая манга (многосерийный японский комикс) «Hunter x Hunter» под авторством Ёсихиро Тогаси, которую тот рисует с девяностых годов, и в которой десятки томов. Ну, в общем, такая японская мультипликационная «Санта-Барбара» — только для молодежи.
И вот в этом бесконечном сериале комиксов, по мотивам которого было снято несколько мультсериалов, есть организация «Геней Рёдан» или «Труппа Фантомов», хотя если уж совсем дословно, то «Фантомная Труппа». Организация жутко секретная, преступная и вообще, насколько можно понять из описания на фанатских сайтах, это такие «ассасины со сверхспособностями». В общем, дежурная картина для японского фантастического анимационного цикла для подростков.
На российских просторах культура аниме популярна уже много лет. И понятно, что вокруг определенных произведений в этом жанре организуются свои сообщества поклонников, на которых, что характерно, можно заработать деньги. Речь идет в первую очередь о продаже продукции с символикой. В случае с «Рёданом» — это символ паука, который члены комиксовой «Геней Рёдан» используют в качестве отличительного знака.
Собственно, сообщества во «ВКонтакте», что «ЧВК Рёдан», что просто «Редан», в первую очередь про общение и продажу атрибутики с соответствующей символикой. Кстати, если полистать описания этих сообществ, то там можно увидеть следующее:
«Сообщество не пропагандирует терроризм, суицид, самоповреждения, наркотики, насилие и другие противоправные действия. данное сообщество не связано с политикой, религией и национализмом, мы не призываем нарушать законы Российской Федерации. Нахождение каждого участника данной группы исключительно по его инициативе. группа создана в развлекательных целях, весь материал берётся из открытых источников».
Или вот такое:
«Паблик не пропагандирует ненависть в другим нациям, решение конфликтов путём драк, массовые беспределы и прочие нарушения законов РФ. Думайте головой, ребята».
То есть люди общаются по интересам, а организаторы этих сообществ делают вполне легальный бизнес.
Возникает вопрос, а с чего, собственно, начались эти массовые драки с не менее массовыми задержаниями? Как пишут авторы сообщества «Рёдан», 19 февраля в том самом ТЦ «Авиапарк» к группе подростков с соответствующей символикой стала приставать группа других людей с настоятельным требованием «пояснить за шмот». В итоге все это переросло в драку.
Здесь следует сказать, что проблема «пояснений за шмот» и возрождения гопничества из 90-х в российской молодежной среде – куда более масштабная тема, которая явно шире, чем отдельно взятые аниме-субкультуры. Однако сделать с ней что-то конструктивное куда труднее, чем начать в очередной раз запрещать сообщество поклонников мультфильмов и комиксов. Задерживать таких подростков полиции тоже проще — как раз благодаря атрибутике, которая бросается в глаза.
И понятно, что «запрещать» тут же начали. К примеру, глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина в своем Telegram-канале высказалась следующим образом:
«Рёдан — это очевидно депрессивно-агрессивная субкультура. В данный момент околосуицидальная составляющая активно дополняется агрессивной. Аниме-субкультура в целом деструктивна. Пора перестать закрывать на это глаза. Достаточно поинтересоваться тем, кто такие «пауки», в честь которых назвали себя «редановцы», чтобы не испытывать иллюзий. Не лучший пример для подражания. Значительная часть «анимешников», несмотря на стереотипы о привлекательности этой субкультуры, исповедует насилие и готова его применить».
Екатерина Мизулина, глава Лиги безопасного Интернета
Правда, сразу после того, как СМИ растащили отдельные цитаты из полного спича Мизулиной, приписав туда несуществующие «инициативы в Госдуме» и «предложения полного запрета», пресс-служба руководителя лиги начала рассылать опровержения по редакциям, а в Telegram-канале самой Мизулиной появились вырезки из статей с пометкой «фейк». Сама она неоднократно высказывалась после этого, что «её не так поняли»…. Однако не очень понятно, как еще расценивать подобные высказывания. Ну да ладно. Призывов запрещать и правда не было — только призывы разобраться.
Стоит сказать даже не про «Рёдан» отдельно, а про заявление от российской общественницы о том, что «аниме-субкультура в целом деструктивна». Ну, во-первых, Хаяо Миядзаки, автор огромного количества японских детских мультфильмов, который считается одним из отцов и столпов этой самой «аниме-субкультуры», очень сильно удивился бы от такой оценке.
А, во-вторых, есть такая страна Япония, где аниме-субкультура — это неотъемлемая часть национальной культуры вообще. И почему-то от «засилья аниме» ни эта страна, ни это общество не рассыпаются в труху. Так что с «деструктивностью» аниме-субкультуры все же, наверное, вопрос не бесспорный.
С другой стороны, если отставить в сторону всю эту мультипликацию, то серия конфликтов имела место быть. При достаточно четкой организации, что условных «рёдановцев», что условных «спортсменов». И здесь стоило бы посмотреть на проблему глубже. На то, например, с какой легкостью социальные сети становятся удобнейшим инструментом для самоорганизации молодежных сообществ и планирования противоправных действий. А также на то, что у нас в стране уже несколько лет как возродилась «культура 90-х» с противостоянием молодежных группировок, которым совершенно не обязательно одеваться в какую-то определенную символику, чтобы требовать у других людей «пояснить за шмот». И начинается это не в торговых центрах, а в школах. Но как «запретить» данное явление – ни общественники типа Мизулиной, ни государство в целом, видимо, не знают.
P.S. Так уж получилось, что как минимум один из сотрудников нашей редакции в 90-е годы был активным представителем одной из, как это сейчас принято называть, «субкультур». И участником массовых побоищ тоже ему приходилось побыть. Так что про «Рёдан» глазами «металлиста из 90-х» будет еще один текст — как говорится, с «личным опытом».