Швеция отменила государственную поддержку храмов РПЦ на своей территории. О том, что это была за поддержка, чем вызвана такая резкая реакция и что вообще это значит, — читайте в материале «Сенсаций.Нет».
Шведское издание Aftonbladet со ссылкой на национальное «Агентство поддержки религиозных сообществ» сообщило, что эта структура прекратила государственную поддержку приходов Русской Православной Церкви в стране. На официальной странице Агентства, к слову, никакой информации об этом нет. Но там в принципе последние новости о том, как религиозные общины живут в условиях коронавирусной пандемии. Так что, скорее всего, люди просто особо не торопятся что-то публиковать.
Чисто исторически православие в Швеции появилось еще в X-XI веке, через тесные контакты с Великим Новгородом. В 1008 году король Олаф Шётконунг принял крещение, а затем, к слову, с подачи новгородцев, был канонизирован. И имеет весьма необычную иконографию. Это, один из немногих святых, если не единственный, который на иконах изображается с топором, что, конечно, как-то сразу роднит его с российскими народными стереотипами.
Тем не менее, на сегодняшний день православных в Швеции не так много. По последним данным около 0,7% населения или 67 тысяч человек (данные за 2016 год). При этом, это все православные самых разных юрисдикций. Потому, что есть на территории Швеции представители Сербской, Болгарской, Румынской и Македонской Церквей, Антиохийского и Вселенского Патриархатов и даже представительство раскольничьего «Киевского патриархата», которое теперь вообще непонятно в чьей юрисдикции. То ли «филаретовцев», которые ушли из ПЦУ, то ли Константинополя, который в своем томосе об «автокефалии» провозгласил, что все зарубежные украинские приходы УАПЦ и УПЦ КП, из которых и был сшит монстр Франкенштейна под названием ПЦУ, теперь переходят в юрисдикцию Вселенской Патриархии.
Что касается административных структур Русской Церкви, то в Швеции в этом вопросе тоже все интересно хотя бы потому, что их там две. Одна из них – это Благочиние патриарших приходов в Швеции. Эти приходы обладают ставропигиальным статусом, то есть, находятся в непосредственном подчинении Патриарха Московского и Всея Руси. И, судя по косвенным данным, именно их и лишили государственной поддержки. Хотя бы потому, что в публикации Aftonbladet упоминается «пять русских православных приходов», которые и попали под шведские санкции.
Но нюанс в том, что приходов в юрисдикции РПЦ в Швеции больше. Их, судя по открытым данным, как минимум, 14. Потому, что помимо Благочиния на территории этой страны действует такая структура, как Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции. Это вообще уникальный диоцез, про историю которого впору книги писать (если они еще не написаны). Здесь же, скажем только о том, что появился он на волне эмиграции из революционной России. Поначалу не примкнул ни к РПЦЗ, ни к РПЦ МП. Затем перешел в юрисдикцию Константинополя, а в 2019 году вошел в состав Русской Православной Церкви на правах внутреннего самоуправления в делах богослужебной традиции. В общем, с уникальным статусом, под который даже вносились изменения в Устав Русской Церкви.
Что касается государственной поддержки религиозных общин, то Шведское государство действительно, через свое агентство выделяет «гранты», а скорее, дотации на регулярной основе, официально зарегистрированным на территории страны религиозным организациям.
С официальной регистрацией тоже возникают определенные вопросы. В материалах СМИ в качестве получения официального статуса религиозной структуры русскими православными приходами Швеции значится декабрь 2005 года. До этого с точки зрения шведского законодательства эти приходы имели статус общественных организаций.
Однако, на сайте Московской Патриархии сообщается, что «Камерколлегия Швеции приняла решение о государственной регистрации Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Швеции. Зарегистрированной структурой является Благочиние приходов Московского Патриархата в Швеции» с 25 января 2007 года. А вот в 2005 это Благочиние было учреждено Священным Синодом РПЦ.
Но это все бюрократические тонкости, которые в данном случае не являются основополагающими в этой истории. Главное здесь – это формулировки с которыми Русскую Церковь лишили государственной поддержки. А они звучат следующим образом:
«Община не соответствует так называемому демократическому критерию закона.
Религиозная община имела контакты с лицами, работающими на российские службы безопасности и разведки, несколько раз получала значительное финансирование от российского государства. Церковь призвала поддержать российское вторжение на Украину».
Что касается «поддержки СВО», то речь здесь, видимо идет про молитву о Святой Руси, про которую издание «Государственные Новости» в подробностях писало ранее. Оговоримся здесь для краткости, что слово «Украина» в тексте молитвы не присутствует вообще, а сама она скорее про единство Церкви и милосердие к воюющим и обездоленным в ходе военных действий.
Что касается финансирования из России, то здесь все еще более интересно. Потому, что как говорилось выше, православных в Швеции не то, чтобы много и представлены они самыми разными структурами. Соотвественно, прихожан РПЦ еще меньше. Ставропигиальный же статус Благочиния накладывает на Патриарха Московского в том числе и обязанности по материальному обеспечению этих приходов. То есть, финансирование из Москвы здесь выглядит вполне логичным. А уж каких спонсоров привлекает для этого Патриарх – это, наверное, его личное дело. Сюда же можно отнести и тезис о «контактах с представителями спецслужб». Что это за контакты, если они действительно имели место быть? Российский разведчик зашел в храм свечку поставить и помолиться? Это тоже считается «контактом»? Ответов на эти вопросы нет, поскольку полный текст пресс-релиза Агентства в открытом доступе отсутствует. Более того, в СМИ, которые с текстом все же ознакомились, пишут о том, что каких-то примеров и доказательств подобной активности не приводится.
Здесь еще нужно отдельно сказать о том, какие деньги выделялись Благочинию со стороны Шведского агентства поддержки религиозных сообществ. В 2022 году государство выделило этим приходам 198 951 шведских крон. Это чуть больше, чем 1 миллион 745 тысяч рублей. Что, простите, является просто смехотворной суммой даже для одного относительно скромного прихода, не говоря уж про пять.
И в общем-то, все это прекрасно понимают. Но дело здесь не в деньгах, а в публичных обвинениях Церкви и желании шведских политиков показать, что они держатся в русле политики коллективного Запада и стран НАТО. Стоит напомнить, что в начале февраля этого года власти Эстонии выдворили с территории страны главу Эстонской Церкви Московского Патриархата, митрополита Евгения (Решетникова). Мэрия Хельсинки, а Финляндия здесь показательная, поскольку в НАТО вошла буквально недавно, в прошлом году не дала построить новый храм для Никольского прихода РПЦ. При том, что Финская Православная Церковь Константинопольского патриархата на территории этой страны не чувствует проблем и притеснений. В Латвии еще в сентябре 2022 года вообще Сейм (государственная структура) утвердил «автокефальный» статус Латвийской православной Церкви Московского патриархата. Что не укладывается не только в нормы канонического, но и международного светского права.
В общем, Швеция, судя по всему, решила окончательно влиться в «дружную европейскую семью» и в «мир, который живет по правилам». Правила эти, как видно, совершенно не предполагают таких фундаментальных основ современной западной правовой системы, как отделение государства от Церкви и свободу вероисповедания. Особенно, если речь идет про Русскую Православную Церковь.